Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О курсе «Философия» в начальной школе: исторический аспект, современный этап развития 797

Телегин М.В., доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье описывается курс «Философия для детей», анализируются спонтанные философские представления у детей, дается культурно-историческая справка, а также предлагается многовариативное планирование организации учебных дискуссий, система упражнений, игр и вопросов. Подробно описываются цели программы и общий способ реализации образовательных целей курса.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Идея воспитания детей через приобщение их к философии наиболее ярко явила себя
в Древней Греции. В афинских мусических школах 7-летние дети и их учителя вели философские беседы по басням Эзопа и поэмам Гомера.

В средние века в Западной Европе с самого раннего возраста дети изучали «семь свободных искусств», в число которых входили риторика и диалектика.

XVII век, Чехия. Ян Амос Коменский выдвигает дидактический принцип, гласящий, что «обучение надо начинать с наиболее общих вопросов». В соответствии с этим принципом в так называемой материнской школе 6-летние дети знакомились с началами философии, не «вычитывая мудрость из книг», но «черпая ее из созерцания земли и неба».

XVIII век. Швейцария. Иоганн Генрих Пестолоцци главным направлением развития ребенка младшего возраста считает его нравственное воспитание, а способом достижения этой благой цели — «беседы о праве, долге, справедливости, устройстве мира».

XIX век. Россия. В 1832 г. группа энтузиастов — подвижников (Ободовский, Гурьев,
Гугель) открывает школу для детей 4 — 8 лет, разрабатывает программу, направленную на «формирование элементарных моральных понятий» через «развитие и обобщение собственных впечатлений ребенка» в процессе беседы на моральные темы.

В середине XIX в. член Комитета по народному образованию, музыковед, педагог — просветитель Владимир Федорович Одоевский пишет замечательные сказки для детей 5 — 7 лет, призванные «послужить стимулом к глубоким раздумьям и беседам». Беседы по мотивам философских по своему содержанию сказок «Червячок», «Городок в табакерке» и других «преследовали добрую цель» — «привести в ясность детские представления о мире, оказать могучее действие на внутреннее развитие ребенка». Диалоги с детьми «непременно должен вести умный и чуткий воспитатель», функции которого — «обеспечить обмен живыми словами, отражающими детские представления», «встать на ту ступень, на которой стоит ребенок, и повести его вверх, соизмеряя свои силы с силами ребенка».

Почти в тот же период времени Константин Дмитриевич Ушинский писал: «…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем… наполнение головы знаниями». «Нравственное влияние», по мнению К. Д. Ушинского, на ребенка прежде всего «оказывает народная мораль», воплощение которой — «родной для ребенка язык». Нравственные беседы — та деятельность, в которой ребенок «быстро овладевает родным языком, развивает свои моральные представления», под руководством учителя «ощущения, впечатления ребенка превращаются в понятия, из понятий составляются мысли, которые облекаются в слово».

Литература
  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Выготский Л. С. Речь и мышление ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1983.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Марголис А. А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  6. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика