Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
О курсе «Философия» в начальной школе: исторический аспект, современный этап развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: изучение философии, философский диалог, младший школьный возраст
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Телегин М.В. О курсе «Философия» в начальной школе: исторический аспект, современный этап развития // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 1.
Фрагмент статьи
Идея воспитания детей через приобщение их к философии наиболее ярко явила себя
в Древней Греции. В афинских мусических школах 7-летние дети и их учителя вели философские беседы по басням Эзопа и поэмам Гомера.
В средние века в Западной Европе с самого раннего возраста дети изучали «семь свободных искусств», в число которых входили риторика и диалектика.
XVII век, Чехия. Ян Амос Коменский выдвигает дидактический принцип, гласящий, что «обучение надо начинать с наиболее общих вопросов». В соответствии с этим принципом в так называемой материнской школе 6-летние дети знакомились с началами философии, не «вычитывая мудрость из книг», но «черпая ее из созерцания земли и неба».
XVIII век. Швейцария. Иоганн Генрих Пестолоцци главным направлением развития ребенка младшего возраста считает его нравственное воспитание, а способом достижения этой благой цели — «беседы о праве, долге, справедливости, устройстве мира».
XIX век. Россия. В 1832 г. группа энтузиастов — подвижников (Ободовский, Гурьев,
Гугель) открывает школу для детей 4 — 8 лет, разрабатывает программу, направленную на «формирование элементарных моральных понятий» через «развитие и обобщение собственных впечатлений ребенка» в процессе беседы на моральные темы.
В середине XIX в. член Комитета по народному образованию, музыковед, педагог — просветитель Владимир Федорович Одоевский пишет замечательные сказки для детей 5 — 7 лет, призванные «послужить стимулом к глубоким раздумьям и беседам». Беседы по мотивам философских по своему содержанию сказок «Червячок», «Городок в табакерке» и других «преследовали добрую цель» — «привести в ясность детские представления о мире, оказать могучее действие на внутреннее развитие ребенка». Диалоги с детьми «непременно должен вести умный и чуткий воспитатель», функции которого — «обеспечить обмен живыми словами, отражающими детские представления», «встать на ту ступень, на которой стоит ребенок, и повести его вверх, соизмеряя свои силы с силами ребенка».
Почти в тот же период времени Константин Дмитриевич Ушинский писал: «…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем… наполнение головы знаниями». «Нравственное влияние», по мнению К. Д. Ушинского, на ребенка прежде всего «оказывает народная мораль», воплощение которой — «родной для ребенка язык». Нравственные беседы — та деятельность, в которой ребенок «быстро овладевает родным языком, развивает свои моральные представления», под руководством учителя «ощущения, впечатления ребенка превращаются в понятия, из понятий составляются мысли, которые облекаются в слово».
Литература
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Выготский Л. С. Речь и мышление ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1983.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Марголис А. А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
- Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1538
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 540
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3