Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития 1227

Зинченко В.П., доктор психологических наук, Действительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактор научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология». E-mail: zinchRAE@yandex.ru, Москва, Россия, zinchRAE@yandex.ru
Мещеряков Б.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, borlogic1@gmail.com

Аннотация

Представленное исследование направлено на формирование первой деятельности у слепоглухонемых детей. Ход развития слепоглухонемых, как он представлен автором, противоречит принятым в детской психологии постулатам, например о ведущей деятельности общения у младенца и необходимости речи для осуществления совместной и самостоятельной деятельности ребенка. Исследование подтверждает гипотезу о совокупной деятельности как генетически исходной единице психического развития, однако она лишена признака речевого опосредствования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема единиц и клеточек

Как известно, Л.С. Выготский не построил сколько-нибудь развернутую таксономию единиц анализа психики [5]. На пути решения этой задачи возникает немало проблем.

В работе «Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского» [11, 12] удалось восстановить таксономию (систематику) психических функций и форм поведения, которые входят в сферу культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Получилась достаточно сложная классификационная схема.

Еще ранее была предпринята попытка решения двух задач: во-первых, сформулировать нормативные требования к единице психологического анализа и к самому анализу [5, 6]; во-вторых, доказать, что в качестве исходной единицы возможной таксономии следует считать орудийное действие [5] а не, к примеру, значение или переживание.

Первая задача решалась на основе анализа тех требований, которые бессистемно и не всегда явно описывались самим Л.С. Выготским. В результате В.П. Зинченко сформулировал 7 требований [5]. Часть из них прямо касается единиц, другие имеют отношение, скорее, к методологии их исследований.

  1. Единица должна быть структурным образованием, связной психологической структурой.
  2. Единица должна быть гетерогенной, соединять разные и даже противоположные свойства. Другими словами, каждая единица должна содержать в себе свойства, отражающие познание, чувство и волю или предметность, осмысленность и активность.
  3. Единица должна быть способна к развитию, в том числе к саморазвитию; это же требование может быть сформулировано иначе: у нее должны быть порождающие свойства.
  4. Единица должна быть живой частью целого.
  5. Потенциальное и реальное множество единиц, в принципе, можно организовать в таксономическое единство. Тем самым утверждается возможность таксономического подхода к единицам психологического анализа. Данное требование как бы санкционирует усилие исследователей на поиск таксономии.
  6. Здесь, как и в предыдущем пункте, формулируется свойство метода анализа. Это свойство является коррелятом второго требования: если мы имеем дело с единицами, а не с их частями, то анализ должен фиксировать, открывать синтетические свойства. В чем смысл выделения этого требования?
  7. Речь идет о том, что «оптика» метода анализа должна правильно отображать свойства объекта, т. е. портрет должен быть похож на оригинал.
  8. Говоря кратко, искомые единицы должны быть релевантны исследованию сознания, а сознание всегда было главным предметом исследования Л.С. Выготского.

Остановимся только на констатации данного списка требований. Хотя остается вопрос о его полноте и обоснованности, самое важное то, что этот список эвристичен. С ним можно продуктивно работать дальше, уточняя и дополняя его. Собственно, первый же полезный и достаточно убедительный результат применения данного метода состоял в том, что в качестве единицы анализа было забраковано значение.

Литература
  1. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  2. Брушлинский А. В. Теория Л.С. Выготского и идеология (приглашение к диалогу) // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. 1. Проблемы современной психологии. М.; Воронеж, 1996.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. М., 1982 — 1984.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  5. Зинченко В. П. Идеи Л.С. Выготского о единицах анализа психики. (К 85-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2.
  6. Зинченко В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
  7. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  8. Лисина М.И, Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  9. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.
  10. Мещеряков Б. Г. Психологические проблемы антропологизации образования //
    Вопросы психологии. 1998. № 1.
  11. Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  12. Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций // Вопросы психологии. 1999. № 4.
  13. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
  14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах // Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика