Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста

1115

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей отношений родителей, влияющих на развитие регуляции поведения ребенка. Автор выделяет взаимосвязь между семейными отношениями ненормативным поведением ребенка. Среди причин проблемного поведения автор выделяет реакции родителей, родительские переживания, нахождение в ребенке негативных черт. В статье дается предварительный анализ ненормативного поведения ребенка в связи с детско-родительскими отношениями. На его основе предполагается проведение дальнейшего исследования на основе выдвинутой гипотезы.

Общая информация

Ключевые слова: регуляция поведения, проблемное поведение, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Психология семьи

Для цитаты: Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3. С. 35–39.

Полный текст

Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста

М. В. Зиновьева

С тех пор как стала ясна определяющая роль ранних этапов развития в формировании поведения человека, жизнь ребенка стала предметом пристального изучения и специального воздействия со стороны специалистов с различными целями и взглядом на природу человека. Детство сегодня — территория идеологической экспансии разных социальных групп и научных концепций. Особенно уязвимы в этом отношении семьи, которые нуждаются в специальной психологической помощи. В случаях, когда развитие ребенка протекает с нарушениями, очень высока воспитательная неуверенность его опекунов.

Что может повлиять на поведение ребенка? Каким будет его характер? Почему он ведет себя так, а не иначе? Эти вопросы актуальны для родителей и воспитателей детей дошкольного возраста. Ответом на данные вопросы может стать исследование регуляции поведения дошкольников.

Регуляция поведения — это процесс, определяющий стабильные параметры поведения ребенка относительно внутренних и внешних условий его развития. Можно утверждать, что на сегодняшний день в системе образования существует особая потребность в научном обеспечении профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений регуляции поведения детей дошкольного возраста. В связи с этим важной задачей становится выявление особенностей отношений родителей, влияющих на развитие регуляций поведения детей. Известно, что предпосылки развития поведенческих отклонений возникают и необратимо закрепляются в раннем и дошкольном возрастах (А. И. Захаров, 1997; Л. Б. Филонов, 1981; А. Е. Личко, 1979; А. Фрейд, 1956; Д. Боулби, М. Эйнсворт, 1974; и др.).

Также давно установленным фактом является определяющая роль детско-родительских отношений в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста (М. И. Лисина, 1997; Е. О. Смирнова, 1994; Д. Боулби, М. Эйнсворт, 1974; и др.).

Можно заключить, что изучение детско-родительских отношений дошкольников, для которых высока вероятность нарушения регуляции поведения, становится одной из важнейших психологических задач. Поэтому столь велико значение психологического консультирования по вопросам семейных и детско-родительских отношений (А. И. Захаров, 1997; А. Я. Варга, 1989; и др.).

Принимая во внимание все названные аргументы, мы считаем проблему изучения детско-родительских отношений у детей с нарушениями регуляции поведения весьма актуальной. На это также указывает и распространенность запросов в дошкольной психологической службе.

Основная масса запросов, обращенных в ПМСЦ «Малыш» со стороны родителей, воспитателей и психологов ДОУ, касается неудовлетворенности поведением ребенка. Чтобы выявить наиболее распространенные варианты поведения детей, становящиеся причиной обращения в центр, мы проделали анализ специально разработанных специалистами центра индивидуальных карт психологического сопровождения. Также мы провели предварительный анализ детско-родительских отношений, связанных с развитием поведенческих отклонений у детей дошкольного возраста. Для этого из общего числа карт психологического сопровождения детей 3—7 лет случайным образом отобрали 70. В них содержались описания консультативной работы пяти независимых специалистов. Целью данного анализа являлось выделение вариантов взаимосвязи между ненормативным поведением ребенка и семейными отношениями. Специалисты не были знакомы с гипотезой, методом и целями нашего исследования. В своей работе они использовали методы включенного наблюдения и неди­рективного интервью (К. Роджерс, 1994).

Качественный анализ этих случаев проводился по описанию: 1) реакций родителей на проблемное поведение ребенка; 2) переживаний родителей, после которых проявляется не­нормативное поведение ребенка; 3) сравнений ребенка с другими членами семьи; 4) взаимно дополнительного и совпадающего поведения ребенка и других членов семьи; 5) последовательности событий, в которое включено ненормативное поведение ребенка; 6) семейной истории.

Рассмотрим содержательно каждую из выделенных категорий анализа.

Описание реакций родителей на проблемное поведение ребенка. Под проблемным поведением в данном случае подразумевается такое поведение, которое стало причиной обращения к специалистам центра. Мы стремились найти описания того, как взаимодействуют члены семьи после проявления ребенком проблемного поведения. В 22 случаях проблемное поведение становилось стимулом для вступления в контакт отчужденных до этого членов семьи.

Например, мать, презирающая отца, вынуждена обращаться к его помощи, когда ребенок ее не слушается.

Описания родительских переживаний, ставших причиной ненормативного поведения ребенка. Анализируя карты психологического сопровождения, мы обнаружили часто повторяющуюся последовательность: если у членов семьи в ходе приема возникали сильные переживания, ребенок немедленно отвечал на это проблемным поступком. Это помогало членам семьи тут же отвлечься от своих чувств и переключить внимание на взаимодействие с ребенком.

Приведем в качестве иллюстрации выдержку из карты психологического сопровождения: «На прием пришла бабушка шестилетнего мальчика. Бабушка жаловалась на то, что ребенок постоянно подвергает себя опасности: падает с высоты, не смотрит под ноги, стремится использовать в играх опасные предметы. На реплику консультанта о том, что это может быть общая для многих мальчиков черта характера, бабушка возразила, что данное поведение выходит за рамки обычного мальчикового хулиганства, и, действительно, у ребенка уже два сотрясения мозга, множество ссадин и т. д. Бабушке и родителям приходится неотрывно следить за безопасностью ребенка; физические наказания и насилие в семье никогда не практиковались. Во время приема ребенок занимался кукольными монстрами и наблюдал за людьми в комнате, его игра была вполне безопасной. Это продолжалось ровно до того момента, как бабушка стала очень тихо рассказывать о своих переживаниях по поводу смерти мужа, которого она «даже не оплакала». У женщины на глазах появились слезы. Как только бабушка начала глубже дышать и говорить о своих чувствах, ребенок забрался на высокую башню из мягких строительных блоков и без всякой страховки сиганул на твердый пол.

Ребенок прыгал с высоты, с разбегу ударялся в стенку до тех пор, пока бабушка не встрепенулась и не начала делать ему замечания. Когда ребенок вернулся к игре с куклами, бабушка повернулась к консультанту и спросила: «Так о чем это я только что говорила?»

Подобные факты мы обнаружили в 57 картах. Вышеперечисленные наблюдения позволяют предположить, что ненормативное поведение ребенка часто играет роль психологической защиты для родителей. Это значит, что своим поведением ребенок отвлекает родителя от каких-то сильных переживаний.

Описание сравнений ребенка с другими членами семьи. Наиболее распространенным является случай, когда в ребенке обнаруживаются какие-то нежелательные черты характера, которые изначально приписывались кому-то из взрослых членов семьи. В качестве примера можно привести случай, когда мать, как говорится, каленым железом выжигает в сыне черты изгнанного из семьи отца — «алкоголика, шизофреника и разгильдяя». Довольно частыми являются случаи, когда мать борется с чертами характера у дочери, свойственными бабушке.

Для примера рассмотрим несколько случаев из данной выборки.

Случай 1. В центр за помощью обратилась бабушка, запрос которой звучал следующим образом: «Проверьте, нет ли у ребенка психических заболеваний». Патопсихологическое и врачебное обследования показали, что душевной болезни у ребенка нет, но имеет место дисгармоничное развитие с задержкой эмоциональной сферы. На приеме ребенок проявлял негативизм, упрямство, агрессию по отношению к бабушке. На одном из индивидуальных занятий с психологом ребенок избивал и кусал игрушечную лошадку и просил психолога, чтобы он изображал крики лошадки, как будто бы ей «больно». Психолог спросил: «Почему ты хочешь сделать ей больно? Что сделала тебе эта лошадка?» Ребенок ответил: «Она все время со мной спорит». Дальнейшие наблюдения за взаимодействием бабушки и ребенка показали, что в действительности с мальчиком все время спорит бабушка. Вот выдержка из наблюдения:

Ребенок. Бабушка! Дай мне, пожалуйста, жвачку.

Бабушка. Нет, я тебе не дам жвачку, потому что ты идешь сейчас к специалисту.

Ребенок. А можно — я сейчас пожую, а как только войду, жвачку выплюну и отдам тебе?

Бабушка. Нет, нельзя, неприлично идти к специалисту с жвачкой.

Ребенок. Бабушка! Давай мы с тобой договоримся, я сейчас возьму жвачку, а

если специалист скажет мне выплюнуть, я ее сразу же выплюну.

В комнату входит психолог.

Ребенок. Денис Викторович! Скажите, можно я сейчас пожую жвачку, а когда пойду на занятие, отдам ее бабушке?

Психолог, не слышавший спора, происходившего до этого, ответил: «Да, можно, только на занятиях не жуй».

Ребенок. Бабушка! Дай, пожалуйста, жвачку.

Бабушка. Нет, не дам.

Этот эпизод — один из множества наблюдений, сделанных специалистами центра по поводу данного случая. Такое взаимодействие довольно типично для данной детско- родительской пары. Бабушке важнее ощутить собственную правоту, чем получить необходимый результат от своих воспитательных усилий. В истории отношений ребенка и бабушки вышеуказанные проблемы начались с 3 лет, когда нормативное для возрастного кризиса упрямство ребенка встретилось с психологической ригидностью очень пожилой бабушки (бабушке сейчас 72 года).

Случай 2. В центр за помощью обратилась мама 6-летнего мальчика. Основная жалоба состояла в том, что ребенок застенчив, ведет себя как маленький, предпочитает девчачьи игры, перед посторонними кривляется или прячется от них. В ходе беседы выясняется, что отношения между матерью и отцом напряженные, мать емко выражает свое отношение к мужчинам: «Они все козлы!» Напоминание матери о том, что она растит ребенка мужского пола, повергло мать в замешательство. Через некоторое время она сказала: «Умом я пони­

маю, что это не хорошо, но сердцем мне хочется, чтобы он был всегда маленьким». Таким образом, мы видим, что инфантильное и женственное поведение ребенка защищает мать от переживания ее злости и обиды на мужчин.

Случай 3. Мама 5-летней девочки говорит, что ее дочь мучают страхи, возникающие по ночам, когда ребенок ложится спать. Сначала психолог предположил, что страхи могут быть следствием недостаточно эмоционально-теплого отношения матери и дочери, но оказалось, что это не так. Отец и мать довольно много времени проводят с ней, свободно проявляя ласку и любовь к девочке, все время стараются ее успокоить. В беседе с родителями выяснилось, что каждый раз, когда девочка чувствует страх, папа или мама бросается ее спасать. На приеме родители вели себя подчеркнуто раскованно и спокойно. Особенно выделялась мать, которая играла роль сильной, боевой женщины. Например, она говорит: «Не знаю, в кого она такая трусиха (про дочь). Я с детства никого не боялась. Меня попробуй попугай, отдача замучает». В дальнейшем выяснилось, что мать занимается мелким рыночным бизнесом и в последнее время у нее появились значительные неприятности с криминальными структурами. Особенность матери заключается в том, что она с детства находила кого- нибудь, кого она будет спасать от страха, таким образом она овладела собственной тревогой. На одной из консультаций она сказала: «Ну, конечно же, когда кого-то успокаиваешь, то не имеешь права бояться, поэтому я ничего не боюсь».

В этом случае мы видим, что ненормативное поведение ребенка, так же как и в предыдущем случае, играет роль психологической защиты для родителей.

Случай 4. Мать 7-летней девочки обратилась за помощью в связи с тем, что девочка не хочет общаться с людьми, не входящими в круг семьи. Девочка не разговаривает с воспитателями, гостями, очень мало взаимодействовала на приеме с психологом. Наблюдение за общением ребенка и матери показало, что девочка подтверждает существующую позицию матери и семьи в целом. Семья на протяжении нескольких поколений встречалась с проблемами оппозиции в обществе. Консультация наполовину состояла из длинных монологов матери о недостатках общественного устройства, а когда приходила бабушка — из рассказов о том, насколько их семья отличается от «быдла» вокруг. Поведение ребенка в данном случае ярко иллюстрирует мировоззрение семьи и родителей.

Приведенные случаи являются ярким примером того, как проводился наш анализ детско-родительских отношений в случаях, когда дети имели предпосылки к ненормативному поведению.

Из всех проанализированных случаев (70) мы выделили несколько вариантов взаимосвязи ненормативного поведения ребенка и детско-родительских отношений:

1.   Ненормативное поведение ребенка играет роль психологической защиты для родителей (случаи 2, 3). В этом варианте ребенок защищает родителя от каких-то неприемлемых для него переживаний.

2.   Ненормативное поведение ребенка подтверждает мировоззренческую позицию семьи или родителя (случай 2). Ребенок на языке поступков выражает отношение семьи или родителей к окружающему миру.

3.   Ненормативное поведение ребенка является попыткой справиться с проекцией негативных качеств членов семьи на ребенка (случаи 1, 2). При этом члены семьи, обычно родители, узнают в ребенке те качества, черты характера, которые изначально, еще до рождения ребенка, принадлежали кому-то из членов семьи, чаще всего отверженному члену семьи, человеку, о котором не хочется вспоминать. Или же родители проецируют свои собственные негативные черты (случай 1).

Итак, мы провели предварительный анализ взаимосвязей детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют нам сформулировать гипотезу для методологически более сложного научного ис­

следования вариантов взаимосвязи детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста на большей выборке.

Наша гипотеза состоит в следующем: существует взаимосвязь между типом родительских отношений и вариантом поведенческих отклонений, которые могут развиться у дошкольников.

Для проверки гипотезы планируется дальнейшая работа по выявлению типов взаимосвязей и разработка рекомендаций по их коррекции.

Литература

  1. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
  2. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И. В. Дубровиной. Калуга, 1994.
  3. Семья в психологической консультации / Под ред. А. И. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
  4. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997.
  5. Юстицкий В. В., Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия. СПб., 1998.

Информация об авторах

Зиновьева Мария Владимировна, кандидат психологических наук, Руководитель Агентства научно-методического обеспечения, руководитель Центра научно-методического обеспечения, доцент кафедры психологии развития, руководитель центра «Университетский детский центр», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), член редколлегии журнала "Психологическая наука и образование", начальник Управления научно-методического обеспечения службы практической психологии образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: praktpsy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2660
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1115
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5