Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей

695

Аннотация

В статье анализируется проблема применения развивающих игр и игрушек в коррекционной педагогике. Дается описание лекотеки – учреждения, которое предоставляет в специальное пользование фонд развивающих игрушек, способствующих коррекционному воздействию на развитие ребенка. Описываются методический подход к подбору развивающих игрушек, особенности учета профессиональных абонентов лекотеки.

Общая информация

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Баймуратова А.Т. Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 4.

Полный текст

 

 

Проблемы применения развивающих игр и детских игрушек широко освещены во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, Е. А. Стребелева, Ж. Пиаже, Г. Л. Лэндрет и др.). Основной задачей этих исследований является научное обоснование роли развивающих игр и игрушек как эффективного средства психолого-педагогического воздействия на ребенка. Эти исследования охватывают широкий спектр проблем, начиная с разработки научно­теоретических основ и кончая методикой применения развивающих игр и игрушек в различных сферах психофизического развития ребенка. Только за 90-е гг. XX в. в теории игрового обучения детей можно отметить актуальные исследования таких авторов, как З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, Х. Т. Шерьязданова, Г. М. Касымова и другие.

Так, например, С. Л. Новоселовой предложен новый вариант классификации игр, составленный по принципу деления детей в зависимости от проявляемой в игре инициативы, З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова исследовали особенности применения развивающих игр в раннем возрасте, X. Т. Шерьяздановой установлено психологическое влияние игры на развитие общения между ребенком и взрослым, Г. М. Касымовой, на наш взгляд, сделана удачная попытка показать возможности применения развивающих игр в диагностике и коррекции познавательного и волевого развития дошкольников.

Многочисленные исследования в области теории и практики обучения через игру послужили основой для организации учреждения совершенно нового типа, которое было названо лекотекой. Это обстоятельство явилось актуальным и в том плане, что проблемы подбора развивающих игр и развивающих игрушек до сих пор не нашли должного освещения в специальной литературе.

Лекотека — это учреждение или структурное подразделение учреждения, которое предоставляет в специальное пользование фонд развивающих игрушек для удовлетворения различных запросов и потребностей, обусловленных необходимостью коррекционного воздействия на развитие ребенка. Через свою деятельность лекотека отражает связь и преемственность теории и практики обучения с помощью игры. Сущность, задачи и техника организации ее работы описаны в методическом пособии Р. А. Сулейменовой и А. Т. Баймуратовой «Лекотека — новое звено в коррекционном обучении детей» (Алматы, 1997).

Иногда лекотеку сравнивают с библиотекой или другой организацией, основанной на использовании какого-либо фонда, называют библиотекой игрушек. Однако подобное мнение является ошибочным.

 
 

 Модель корригирующего влияния лекотеки

Согласно модели корригирующего влияния лекотеки педагог, обращаясь к фонду, подбирает необходимые развивающие игрушки для целенаправленного воздействия на ту или иную сторону развития психики ребенка. Непосредственным объектом корригирующего влияния лекотеки является ребенок, его формирующаяся личность.

Таким образом, лекотека призвана выполнять прежде всего консультативно­методические функции по оказанию помощи в подборе и использовании развивающих игрушек в условиях индивидуального подхода к каждому ребенку. Только на этой основе она способна решать коррекционные, коммуникативные и социальные задачи.

Вся деятельность лекотеки обусловливает целесообразность организации методического подхода к подбору развивающих игрушек, что является отправной точкой в совершенствовании коррекционного обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Для осуществления методического подхода к подбору развивающих игрушек необходимо взаимодействие двух условий.

Первое условие — психолого-педагогический процесс — предусматривает определенную систему коррекционных занятий, направленных на комплексное воздействие в соответствии с индивидуальной программой стимулирующего развития ребенка. Занятия должны проводиться со всеми нуждающимися в коррекции детьми раннего и дошкольного возраста, независимо от уровня и особенностей их психофизического развития. Специфика системы коррекционной помощи требует четких и координированных действий ее внутренних звеньев, в том числе и лекотеки. Если процесс обучения в данном случае рассматривается как своеобразная система коррекционных занятий, то лекотека — как форма методической работы, направленной на совершенствование их содержания и методики.

В этой связи определяется второе условие — сама деятельность лекотеки. Ее главное назначение состоит в том, чтобы оказывать квалифицированную помощь в подборе таких развивающих игрушек, которые с максимальной эффективностью помогали бы конкретному ребенку последовательно развивать те или иные навыки, умения и способности под контролем специалиста.

Практика показывает, что значение подбора развивающих игрушек в профессиональной среде осознано недостаточно полно. Наблюдается упрощенный подход, при котором допускается искусственный и даже случайный выбор игрушек.

С нашей точки зрения, подбор развивающих игрушек имеет глубокий смысл и предполагает методический подход к содержанию и характеру их использования. Такой подход направлен на укрепление и совершенствование творческих взаимоотношений лекотеки со специалистами, которые выступают выразителями потребностей и нужд детей, проходящих коррекционное обучение. Становится ясным, насколько важно сотрудничество специалистов, осуществляющих психолого-педагогический процесс обучения детей, с лекотекой, деятельность которой через умелое использование развивающих игрушек способствует повышению эффективности этого процесса.

На трудности в подборе игрушек указывали З. Фрейд,  М. Монтессори, Д. В. Менджерицкая, Н. П. Линькова, С. Л. Новоселова и другие. Оптимальный путь пра­ вильного подбора игрушек авторы видят в умении педагога ставить перед собой следующие вопросы: что умеет ребенок в данный момент? Чему необходимо обучить его теперь? Как закрепить полученные знания?

Практикой доказано, что эти задачи решаются максимально успешно только в единстве следующих аспектов:

•  познавательного (воспитание и обучение);

•   эмоционального (интерес и стимул к обучению);

• воспитательного (сотрудничество и формы общения с ребенком).

Таким образом, одним из важнейших компонентов коррекционного воздействия является система методических приемов по использованию развивающих игрушек, которая в единстве и совокупности выражает их коррекционную ценность с опорой на зону ближайшего развития ребенка. Если у ребенка отмечается перенос действий с игрушкой в различных ситуациях, то налицо определенные результаты коррекционного воздействия, которые проявляются в положительных сдвигах в той или иной области психического развития ребенка. Насколько эффективны эти результаты, зависит, как правило, от интеллектуального уровня ребенка и способов коррекционной работы с ним.

Мы разработали Карту использования развивающих игрушек (в дальнейшем именуемую Картой), которая оформляется на каждого специалиста. Карта представляет собой стандартную таблицу, горизонтальные графы которой разделены на виды игрушек по их функциональному содержанию. Вертикальные графы отражают дни посещения, во время которых специалист проводил подбор игрушек. Номера (шифры) игрушек, взятых для использования, проставляются в соответствующие графы.

Учитывая полифункциональность развивающих игрушек, за основу берут ту функцию, которая наиболее ярко выражена. Например, игрушки класса «Доска Сегена» собираются в раздел «Сенсорика», поскольку их основное содержание мы связываем с развитием ощущений и восприятия с целью формирования начальных действий. Осуществление различных видов действий, производимых при коррекционном использовании игрушек, — это задачи, направленные на выполнение индивидуальной программы стимулирующего развития ребенка и комплекс методических приемов для решения этих задач.

При большом и разнообразном фонде игрушек разделы делятся на подразделы. Так, те же игрушки класса «Доска Сегена» из раздела «Сенсорика» собираются в подраздел «Вкладыши», парные картинки из раздела «Познание» — в одноименный подраздел. Возрастное назначение игрушек определяется фактическим уровнем психического развития ребенка, а также его потенциальными возможностями и нуждами.

Иначе говоря, условное деление фонда развивающих игрушек позволяет ориентироваться во всем его многообразии. В этой связи критерии деления игрушек (например, по видам или типам, материалам изготовления и т. д.) какого-либо существенного значения не имеют, за исключением учета их коррекционной ценности, что, в принципе, соответствует назначению развивающих игрушек.

Определение функционального содержания игрушек имеет особое значение, так как позволяет уточнять конкретные цели использования развивающих игрушек в общей системе коррекционного обучения. Например, при диагностике развивающие игрушки имеют иное назначение, чем при коррекции развития. Если при диагностике они помогают установить возможности и нужды ребенка, то при коррекции — решать конкретные психолого­педагогические задачи. Осуществляя более узкий подход, каждая сторона диагностики и коррекции преследует свои цели, на достижение которых направлены конкретные методические приемы использования развивающих игрушек.

Итак, Карта систематически заполняется и анализируется за определенный период. Каким образом предлагается производить анализ Карты?

По каждому месяцу подсчитывается количество выданных игрушек (с указанием их номеров), отмечается в горизонтальных графах Карты и суммируется количество одинаковых номеров (шифров) игрушек.

 

 Рис. 1. Профессиональный состав лекотеки в 1999 г

В итоге мы получаем количественные данные о подборе развивающих игрушек по каждому функциональному содержанию. Дальнейший процесс анализа переходит в обобщающий синтез, на этапе которого составляются таблицы, диаграммы, характеризующие особенности подбора игрушек каждым специалистом.

Исследование подбора развивающих игрушек, осуществляемое в соответствии с изложенной методикой, может показать самые неожиданные моменты, которые в традиционных условиях не могли быть замечены либо находились в стадии предположения. На некоторых из них, обнаруженных нами в ходе исследования в Центре САТР[1], мы хотели бы остановиться.

Учет профессионального состава абонентов лекотеки

В 1999 г. постоянными абонентами лекотеки были 27 человек, занимавшиеся коррекционным обучением 344 детей в возрасте до 8 лет, которые имели различные нарушения и отклонения в умственном и физическом развитии. Услугами лекотеки пользовались постоянно 14 дефектологов, 5 детских психологов, 6 воспитателей, инструктор ЛФК и музыкальный руководитель (см. рис. 1).

Как видно, наибольший процент абонентов составили дефектологи (51 %) — логопеды, сурдопедагоги и олигофренопедагоги. Почти одинаковая доля занятости отмечается у детских психологов и воспитателей, которых в 2,7 раза меньше дефектологов. Лишь по 4 % от общего количества абонентов составляют инструктор ЛФК и музыкальный руководитель.

Мы затронули только общую часть профессионального состава абонентов лекотеки. При необходимости учитываются и другие параметры (стаж работы, возраст, образование абонентов и т. д.), которые используются для углубленного анализа и объективной оценки обслуживания .

Определение динамики и характера подбора развивающих игрушек

В результате анализа Карты выделились 4 группы абонентов, отличающихся друг от друга частотой подбора игрушек («дидактики», «сюжетники», «подвижники», «нейтралы»).

Условные названия групп говорят сами за себя. По признаку, определяющему одну из указанных групп, мы получили представление об особенностях использования развивающих игрушек. На фоне широкого выбора развивающих игрушек «дидактики» в коррекционной работе предпочитают пользоваться дидактическими игрушками (вкладыши, сорте- ры, познавательные головоломки, пирамиды и т. д.), «сюжетники» отдают преимущество сюжетно-ролевым игрушкам и проведению сюжетно-ролевых игр, «подвижники» большое внимание уделяют подвижным играм, использованию мячей, кеглей и т. д., у «нейтралов» частота подбора развивающих игрушек варьируется в пограничных пределах между этими группами, что свидетельствует о разнообразии применяемых методов коррекционного воздействия.

В зависимости от частоты подбора группы могут делиться на подгруппы, характеризующие более узкое предпочтение тех или иных развивающих игрушек, что в определенной степени отражает содержание коррекционной работы специалиста. Особенно ярко это прослеживается у дефектологов, которые занимаются с детьми, имеющими различные нарушения развития (речи, интеллекта, слуха, двигательной активности и т. д.).

Деление на группы, с одной стороны, указывает на узкую специализацию и более глубокую компетентность специалиста в той или иной сфере психического развития ребенка, не говоря уже о том, что на выбор развивающих игрушек влияют диагноз и индивидуальные особенности ребенка.

Вместе с тем деление на группы дает возможность искать причины медленных сдвигов в развитии ребенка, которые могут объясняться недостаточно адекватным потребностям и нуждам ребенка подбором развивающих игрушек. Например, в работе детского психолога активно применяются не дидактические игрушки, ориентированные на формирование конкретных действий и лучше рассчитанные для индивидуального коррекционного использования, а сюжетно-ролевые игрушки для проведения развивающих игр с целью формирования тех или иных; психических процессов и состояний Подобное замечание можно высказать и в адрес воспитателей, основное внимание которых должно был направлено на организацию коллектива и воспитание нравственных качеств.

В целом комплексный характер подбора развивающих игрушек обусловлен использованием разнообразных методических приемов коррекционного воздействия. В связи с этим у нас появилась возможность обосновать ту или иную тактику специалиста в коррекции развития ребенка через развивающие игрушки, что впоследствии стало одной из главных задач методической деятельности лекотеки.

Таким образом, деление специалистов по характеру подбора развивающих игрушек явилось логичны: следствием методической работы лекотеки. Оно определило большие возможности не только профессионального роста специалистов, но их профессиональной защиты и профессиональной культуры.

 

 Рис. 2. Зависимость характера подбора развивающих игрушек от профессии

Соотношение профессиональной области специалиста и характера подбора развивающих игрушек

Как уже говорилось, анализ групп специалистов помогает определить компетентность педагога или психолога в той или иной сфере психического развития ребенка. Результаты изучения показали, что в 1999 г. среди дефектологов 9 человек были из группы «дидактиков», 3 человека — из группы «сюжетников» и 2 человека — из группы «нейтралов». У психологов 3 человека вошли в группу «дидактиков» и 2 — в группу «сюжетников». Воспитатели разделились на «дидактиков» (5 человек) и «сюжетников» (1 человек). Инструктор ЛФК вошел в группу «подвижников», музыкальный руководитель — в группу «сюжетников» (рис. 2). Опираясь на полученные показатели, мы пришли к следующим выводам:

1)     у дефектологов зависимость характера подбора развивающих игрушек от их профессии не прослеживается;

2)     у психологов эта зависимость прослеживается в той или иной степени;

3)     у воспитателей, включая инструктора ЛФК и музыкального руководителя, она явно выражена.

Организация методического подхода к подбору развивающих игрушек способствует совершенствованию коррекционного воздействия в случае, когда имеет место недооценка или переоценка способностей ребенка. Лекотека, выполняя роль интегративного звена, способствует тому, что специалист получает не только глубокие знания, но и прекрасный опыт по применению коррекционных возможностей развивающих игрушек в различных ситуациях, а ребенок — необходимые навыки и умения.

Не исключено, что малоэффективные положительные изменения в психофизическом развитии ребенка во многом связаны с неверным подбором развивающих игрушек. Профессиональный подбор, безусловно, ориентирован на оптимизацию методического подхода, что в конечном счете положительно отражается на повышении эффективности коррекционного воздействия на ребенка.

Для оптимизации методического подхода к подбору развивающих игрушек необходимо наличие:

1)     организации методической помощи под углом зрения профессиональной области специалиста и характера использования игрушек;

2)     обратной связи со специалистами;

3)     приоритета тех или иных методических приемов по использованию развивающих игрушек в различные периоды коррекционного обучения ребенка.

Исследование подбора развивающих игрушек, изложенное в данной статье, мы не можем считать завершенным. Существует опасность искусственного подхода к подобному исследованию. Дело в том, что заполнять Карту с максимальной точностью практически невозможно, так как целевое назначение игрушек может меняться в зависимости от ситуаций. В этой связи неизбежны определенные погрешности, снизить которые до минимума можно при расчете алгоритма статистической обработки результатов подбора развивающих игрушек. Значительную роль в этом играет использование компьютерных технологий (на этом этапе и продолжается наше исследование). Планируется разработка индивидуальной программы действий с игрушками, которая станет методическим руководством в коррекционной работе с детьми.

Таким образом, исследование подбора развивающих игрушек как составная часть методической деятельности лекотеки направлено на решение следующих задач:

•        выявление динамики и характера подбора развивающих игрушек;

•        определение адекватного соответствия возможностей игрушек потребностям и нуждам ребенка на основе соотношения профессионального состава и характера подбора;

•        получение дополнительной информации о профессиональном уровне специалиста;

•        совершенствование методически) приемов по использованию коррекционных возможностей развивающих игрушек;

•        контроль за эффективностью коррекционного воздействия с помощью развивающих игрушек.



[1] Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии (г. Алматы).

Информация об авторах

Баймуратова А.Т., соискатель, младший научный сотрудник, зав. лекотекой Республиканского научно-практического центра социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии

Метрики

Просмотров

Всего: 1251
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 695
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1