Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы

9603

Аннотация

Авторы рассматривают образ идеального врача глазами студентов-медиков. Идеальный врач – это врач, готовый к установлению с пациентом терапевтического альянса в процессе лечения. Авторы рассматривают это обстоятельство как результат усвоения студентами основных положений медицинской этики, методологических основ и теоретических проблем медицинского взаимодействия, основных правил общения в диадах «врач-пациент», «врач - другие медицинские специалисты», «врач – родственники больного».

Общая информация

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 4.

Фрагмент статьи

Цель нашего исследования — изучение особенностей сознательного выбора студентами-медиками профессиональных ценностей и формирования на их основе устойчивой, непротиворечивой системы профессиональных ориентации в процессе реализации комплексной программы этико-психологической подготовки будущего врача.

Результатом психологической подготовки студентов-медиков должна стать сформированность гуманистического мировоззрения будущего врача и достаточного уровня его психологической культуры. На понятие «психологическая культура» хотелось бы обратить особое внимание. Представляется интересным мнение профессора Я. Л. Коломинского, утверждающего, что психологическая культура — это уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самому себе, к природе и т. д.

Психологическая культура существует как общая психологическая культура с фоновыми знаниями в области психологии, которые есть у любого человека; как профессионально-психологическая культура, т. е. профессионально-психологическая культура врача [9].

Профессионально-психологическая культура врача включает в себя два основных блока. Один блок — теоретический или теоретико-концептуальный, а второй — это блок, который называется практическим или «психологической деятельностью». Первый блок психологической культуры содержит результаты теоретической деятельности, а второй блок связан с деятельностью личности по психологическому самообслуживанию. Это деятельность, обращенная внутрь человека и обслуживающая его собственный внутренний мир. Деятельность самопознания связана со способностью преодолевать те или иные внутренние трудности человека; это деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность и связанная с формированием собственных внутренних инстанций [9].

Таким образом, психологическая деятельность специалиста-медика связана с формированием таких внутренних инстанций, как профессиональные ценностные ориентации, выступающие в качестве важнейших личностных ценностей и целей профессиональной деятельности, опосредуемых психологической культурой врача. Они определяют особенности и характер отношений специалиста-медика с окружающей действительностью и тем самым осуществляют психическую регуляцию социальной активности и поведения врача в условиях профессиональной деятельности.

Между системой профессиональных ценностей и медицинской деятельностью существует четкая взаимосвязь, которая прослеживается при формировании мотивационной сферы и ценностных ориентации будущего врача. Система ценностей специалиста-медика придает определенную направленность его деятельности, определяет потребности и интересы, выступая при этом одним из важнейших мотиваторов медицинской деятельности. Это выражается в его автономности, независимости и готовности к активному терапевтическому взаимодействию на различных уровнях.

Под ценностными ориентациями мы понимаем, с одной стороны, выражение определенного вида ценностно-ориентировочной деятельности, обусловленной уровнем развития нравственных отношений и предпочтений личности, а с другой — взаимосвязь элементов направленности личности (потребности, идеалы, установки, интересы) [7].

Ценности представляют собой одновременно мотивационное и когнитивное образование. Они выступают для индивида как некоторые категории оценки действительности, в частности других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, которыми человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира [11]. Мы предположили, что изучение образа идеального врача позволит получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности студентов высшей медицинской школы. Поэтому мы поставили перед собой задачу изучить, на какой идеал врача ориентированы будущие специалисты системы здравоохранения.

Для решения этой задачи мы использовали метод анализа продуктов деятельности, предложив студентам II курса лечебно-профилактического факультета творческое задание «Каким содержанием вы бы наполнили понятие «идеальный врач?». Задание было предложено на итоговом занятии после изучения курса медицинской этики. Обусловлено это было тем, что учебный курс медицинской этики касается проблем выработки модели субъект-субъектных взаимоотношений в диаде «врач — пациент» на основе принципов гуманизма и Этической доктрины «информированного согласия». Его главной стратегической задачей является формирование установки у будущих врачей на построение отношений с пациентом в лечебном процессе как терапевтического сотрудничества.

В ходе исследования, которое проводилось в 1998/99 и 1999/2000 учебных годах, было опрошено 262 студента, из которых 72 % составляли девушки и 28 % — юноши.

Литература

  1. Врач — пациент: общение и взаимодействия: Пер. с англ. Р. А. Евсегнеева. Женева; Амстердам; Киев, 1996.
  2. Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3.
  3. Дуброва В. П. Терапевтическое взаимодействие: психологические аспекты подготовки врача // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы VII Междунар. конф. / Ред. кол.: Л. А. Пергаменщик, И. А. Фурманов, Т. В. Мейкшане. Мн., 2000.
  4. Дуброва В. П. Развитие коммуникативной компетентности врача в контексте социопсихосоматического подхода к пациенту // Актуальные вопросы теоретической и практической медицины: Тезисы докладов 55-й науч. сессии ВГМУ / Ред. кол.: О. Я. Л. Бекиш, Ю. Я. Родионов, Н. Е. Федоров и др. Витебск, 2000.
  5. Дуброва В. П., Кирпиченко А. А. Психологизация медицинского образования: актуальность проблемы // Медицинское образование XXI века: Сб. науч. тр. Материалы междунар. конф. / Ред. кол.: А. Н. Косинец, М. А. Никольский, Н. Ю. Коневалова, Н. С. Турина. Витебск, 2000.
  6. Жукова М. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Дис…. канд. психол. наук. М., 1990.
  7. Каминская С. О. Формирование профессиональных ценностных ориентации будущих педагогов дошкольных учреждений: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Мн., 1997.
  8. Колмогорова Л. С. Воспитание психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1.
  9. Коломинский Я. Л. Психологическая культура — условие и цель деятельности психолога // Психология. 2000. № 2.
  10. Лигер С. А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Дис…. канд. психол. наук. М., 1997.
  11. Тихомандрицкая О. А., Дубровская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3.
  12. Цветкова Л. А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Автореф. дис…. канд. психол. наук. СПб., 1994.
  13. Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI века: Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. Е. М. Бабосова, Ю. М. Бубнова и др. Могилев, 1998.
  14. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Информация об авторах

Дуброва В.П., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики Витебского государственного медицинского университета, Россия

Елкина И.В., ассистент кафедры психологии и педагогики Витебского государственного медицинского университета, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3654
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 9603
В прошлом месяце: 86
В текущем месяце: 28