Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Компьютерные технологии в работе практического школьного психолога
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Шиляева Т.Ю. Компьютерные технологии в работе практического школьного психолога // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 4.
Фрагмент статьи
Введение
Успешность обучения ребенка в школе определяется помимо интеллектуальных способностей тем, насколько полно реализуется его личностный потенциал. Большую роль может в этом сыграть психологическая служба. Деятельность школьного психолога должна быть направлена на выявление таких условий, в которых учащийся мог бы наиболее полно реализовать свои возможности. Эта задача предполагает следующие компоненты в работе с детьми:
- проведение психодиагностического обследования с целью выявления интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, отслеживания их динамики;
- умение прогнозировать потенциальные личностные и межличностные проблемы каждого учащегося и отдельных школьных коллективов (классов);
- индивидуальную консультационную деятельность, основанную на знании психологических особенностей каждого ученика и способствующую успешной школьной адаптации детей;
- способность планировать и реализовывать психокоррекционные программы как с отдельными учащимися, так и с группами, объединенными сходными личностными и интеллектуальными проблемами или отклонениями поведения в межличностных взаимодействиях [1].
Основная трудность реализации перечисленных компонентов деятельности практического школьного психолога состоит в необходимости сбора и обработки огромных потоков информации, поскольку в среднем на одного школьного психолога приходится от 400 до 600 учащихся. Неоценимую помощь школьной психологической службе могут оказать новые компьютерные технологии.
В психологической лаборатории Гуманитарного института Курганского государственного университета разработана экспертная психодиагностическая компьютерная система «Персонолог-1». На основе заложенной в нее батареи тестов и базы знаний система строит психологический портрет испытуемого и генерирует интегральное заключение, включающее в себя информацию об имеющихся или прогнозируемых (при наличии неблагоприятных условий) личностных проблемах испытуемого. Эффективность работы системы с использованием двух ее компонентов — методик 16PF Р. Кеттелла и интерперсональной диагностики Т. Лири — показана на примере психологического обследования группы учащихся XI класса. Следует заметить, что первоначально обследование учащихся проводилось в бланочном варианте методик, поскольку в системе только накапливались данные прохождения испытуемыми компьютерных вариантов тестов для их последующей стандартизации. Затем данные обследования вводились в систему, которая строила по ним психодиагностическое заключение, а также фиксировала психологические проблемы, препятствующие успешной школьной адаптации или могущие сыграть неблагоприятную роль в будущем.
Далее данные о личностных особенностях учащихся XI класса были подвергнуты математической обработке при помощи методов факторного и кластерного анализа. Обработка производилась с применением статистического пакета Stadia 6.0 [2]. Использование комбинации методов факторного и кластерного анализа позволило классифицировать данную группу учащихся с учетом латентных личностных особенностей, характерных для этой группы. Были выделены подгруппы, обладающие сходными личностными характеристиками и прогнозируемыми проблемами, обозначенными системой «Персонолог-1». Впоследствии для каждой выделенной группы учащихся были разработаны рекомендации для педагогов по психокоррекционной работе. В заключение показано, как в случае прихода в класс нового ученика идентифицировать его принадлежность к той или иной из выделенных групп. С этой целью использовались методы дискриминантного анализа.
Литература
-
Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1999.
-
Кулаичев А. П. Методы и средства анализа данных в среде Windows Stadia 6.0. М, 1996.
-
Сошникова Л. А., Тамашевич В. Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике. М., 1999.
-
Рукавишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла-95: Руководство по использованию. СПб., 1995.
-
Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998.
-
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
-
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М., 1999.
-
Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М., 1999.
-
Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1572
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 531
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3