Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 1.
Фрагмент статьи
В психолого-педагогической науке сейчас происходит рефлексия всего круга проблем, связанных с наиболее распространенным типом профессионального сознания российских педагогов — как одним из мощнейших факторов, влияющих на перспективы развития всего образования. Без особого риска ошибиться можно прогнозировать не менее серьезное влияние этого фактора и на современную попытку реформировать образование, особенно в том случае, если она будет носить гуманистический, развивающий характер. Кроме того, феномен вариативности, возникший в последние годы в российском образовании, вызывает множество вопросов по поводу развития профессионального сообщества педагогов. Какими должны быть представления педагогов о развитии вообще и о возрастных особенностях развития в частности, чтобы, опираясь на них, можно было создавать вариативные модели образования? Каково в связи с этим представление педагогов о предмете педагогики, целях и ценностях образования, понимаемого как вариативная система? Все эти вопросы возникают и в контексте подготовки и переподготовки педагогов для системы развивающего образования.
Однако очевидно, что социокультурными обстоятельствами интерес к профессиональному сознанию педагога не ограничивается — для психолога, работающего в сфере образования, эта проблема является одной из ключевых. Роль педагога в этом процессе вряд ли можно преувеличить. При самом поверхностном наблюдении становится ясным, что действия, установки и позиция, а значит сознание, педагога при общении с детьми имеют важнейшее значение для определения пути, по которому будет развиваться ребенок. Это первое впечатление подкреплено огромным массивом исследований, (в основном проведенных в рамках гуманистической психологии), согласно которым стиль взаимодействия со взрослым является одним из самых серьезных факторов, влияющих на развитие ребенка. Последствия этого влияния сказываются через многие годы; часто они становятся определяющими в жизни человека и с трудом компенсируются с помощью специальных методов. Жизнь ребенка и его семьи в очень большой степени зависит от особенностей учителя или воспитателя детского сада, с которым ребенок проводит столько времени своей жизни. При этом возникает вопрос: могут ли эти особенности быть целиком отнесены к личным качествам учителя или хотя бы частично определяются его принадлежностью к профессиональному сообществу педагогов?
Литература
- Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М., 1987.
- Выготский Л. С. Проблема сознания // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.
- Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.
- Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15 — 36.
- Краснов С. И. Позиция как деятельностное выражение личностно-профессионального самоопределения (самосознания) // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997.
- Левин К. Типы конфликтов // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.; Нальчик, 1996.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- Пряжников Н. С. Право на нравственность. Этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999. № 1.
- Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
- Щедровицкий Г. П. Человек как предмет исследований // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.
- Щедровицкий Г. П. Педагогика и социология // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.
- Юдина Е. Г. Заметки об этике экспертизы // Вестник образования. 1996. № 10.
- Юдина Е. Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагога // Человек. 1998. № 2.
- Kcith-Spicgel P., WittigA.F., Pcrkins D. F., Balogn D. W., WhitleyB.E. Ethics in Teaching and Academic Life: A Casebook. 1992 (manuscript).
- Lefebvre V. A. From Psychophysics to the Modeling of the'Soul // The Structure of Human Reflection, N.Y.: Peter Land Publishing. 1990.
- Stone C. A., Wertch J. V. A social interactional analysis of learning disabilities // Journal of Learning Disabilities. 1984. № 17.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2944
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1018
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4