Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Феномен 5 лет 1427

Обухова Л.Ф., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mila-38@mail.ru
Кандакова Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, avm@arh.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме качественных изменений в психическом развитии детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту (хронологический возраст равен 5 годам). Выявлена новая ступень системной организации психических функций детей 5 лет по сравнению с детьми более раннего возраста, свидетельствующая о высокой степени согласованности и стабильности в работе различных звеньев функциональных систем. Получены данные, доказывающие возможность разделения дошкольного возраста на две фазы: от 3 до 5 и от 5 до 7 лет.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Данное исследование посвящено изучению качественных изменений в психическом развитии детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту (хронологический возраст равен 5 годам). В научной психологической литературе неоднократно отмечались существенные изменения в психическом развитии ребенка этого возраста. Психоаналитики связывают этот возраст с началом латентной стадии психосексуального развития личности — стадией, когда возникают благоприятные условия для обучения ребенка. В исследованиях, выполненных в русле культурно-исторической теории, отмечается, что с 5 лет ребенок способен к произвольной регуляции своего поведения, принятию и пониманию речевой инструкции, выполнению требований взрослых, с ним легче проводить экспериментальные исследования. По словам Л. С. Выготского, в этом возрасте везде и во всем мы имеем дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка. Именно поэтому, подчеркивает Л. С. Выготский, должна быть резкая дифференциация обучения во второй стадии дошкольного возраста по сравнению с его первой стадией.

В последнее время эта проблема находит отражение в создании многочисленных систем обучения и воспитания дошкольников, альтернативных программ, авторских концепций. В России это программы «Радуга» (1993), «Развитие» (1994), «Одаренный ребенок» (1995), «Золотой ключик» (1996), «Детство» (1996), «Истоки» (1997) и др.

Создание программ и технологий обучения требует четкого теоретического обоснования содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста.

В этой связи актуальной становится задача более углубленного изучения психологических особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста, выявления внутренних механизмов развития при переходе от одной фазы развития к другой, который совпадает с возрастом 5 лет.

Цель исследования — изучение психологических особенностей детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту; установление основных тенденций развития и механизмов, обусловливающих этот переход; выявление феноменов, характеризующих психическое развитие детей в возрасте 5 лет.

Гипотезы исследования

1. К 5 годам в развитии ребенка появляются психологические новообразования, качественно отличающие его поведение, отношение к объектам и другим людям по сравнению с детьми более раннего возраста. Можно предположить, что в основе этих изменений лежит образование сложных функциональных систем, обладающих более высоким уровнем дифференциации и интеграции психических процессов.

2. Комплексное использование ряда психологических, нейропсихологических методов обследования и методов статистического анализа материала (факторного и корреляционного анализа) позволит на более глубоком уровне выявить взаимосвязи в развитии психических функций у детей данного возраста.

Литература
  1. Андрианов О. С., Фарбер Д. А. Структурно-функциональная организация развивающего мозга. Л., 1990.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  3. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека в психологической диагностике // Вопросы психологии. 1968. № 6.
  4. Анохин. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
  5. Ахутина Т. В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998.
  6. Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-7 лет // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
  7. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  8. Венгер Л. А. О месте дошкольного детства в умственном развитии ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974.
  9. Венгер Л. А., Ибатулина А. А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. 1989. № 2.
  10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  11. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6т. Т. 1. М., 1982.
  12. Выготский Л. С. Лекции по педологии. 1933 — 1934. Ижевск, 1996.
  13. Гезел А. Педология раннего возраста. М., 1932.
  14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1983.
  15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  16. Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г., Тыбулевич Б. Об изменении структуры психических функций в процессе функционального развития // Психологические исследования. 1973. Вып. 4.
  17. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  18. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.
  19. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию // Избранные произведения. Т. 1. М., 1952.
  20. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г., Дубровинская И. В., Манчинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской Т. В. Ахутиной. М., 1998.
  21. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.
  22. Чуприкова Н. И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX — начала XX в. // Вопросы психологии. 2000. № 1.
  23. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1971.
  24. Werner H. Einfurung in die Entwicklungspsychologie. 3. Auflage. Munchen, 1926.
  25. Werner H. The Concept of Development from a Comparative and Organisms Point of View // The Concept of Development. Minneapolis, 1957.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика