Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О способах обучения младших подростков математике в форме квазииследовательской деятельности 778

Соколов В.Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, учитель гимназии № 10 г. Пушкино, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, svladmir@yandex.ru

Аннотация

Автор изучал реальные возможности развития теоретического мышления младших подростков 11-12 лет. Им разработана методика обучения математике, построенная в форме квазиисследовательской деятельности. Она оказала существенное влияние на развитие теоретического мышления младших подростков и на успешность усвоения ими самого содержания математики. В таком обучении реализовываются познавательная активность подростков и поисковая направленность их сознания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В образовательной практике России сложилась ситуация, когда большое число выпускников классов, обучающихся в начальной школе по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, переходят в среднее звено общеобразовательных учебных заведений. Целью развивающего обучения является активизация основ теоретического мышления, его основных компонентов: анализа, планирования, рефлексии.

Каковы реальные возможности развития теоретического мышления младших подростков V — VI классов? На наш взгляд, возрастные возможности младших подростков при обучении математике используются недостаточно. Мы предполагаем, что обучение математике, построенное по содержанию и в форме квазиисследовательской деятельности, может существенно влиять на развитие теоретического мышления младших подростков и на успешность усвоения ими самого содержания математики. Организованные таким образом занятия позволяют продолжить содержание предшествующего обучения и развития в начальной школе, могут существенно влиять на индивидуальную траекторию интеллекта. Основания для такой гипотезы следующие.

Учащиеся присваивают культурные формы в процессе учебной деятельности, осуществляя при этом мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались продукты духовной культуры, т. е. школьники как бы воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм. Отсюда В. В. Давыдов делает важный вывод о том, что обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний.

Ученику необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. Этим условиям удовлетворяет поисково-исследовательская (квазиисследовательская, по определению В. В. Давыдова) деятельность [3].

Литература
  1. Гуружапов В. А. Перспективы обучения школьников с повышенной мотивацией к учению в форме квазиисследовательской деятельности // Городская научно-практическая конференция «Столичное образование на рубеже XXI века». Вып. 2. М., 1999.
  2. Гуружапов В. А. Развивающее обучение: чтобы урок был впрок // Управление школой. 1998. № 43.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы: Проект разработки // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика