Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20557 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О развивающем характере современной системы дополнительного образования детей и молодежи 867

Гагарин А.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

Цель данной статьи – выявить основные тенденции развития системы современного дополнительного образования детей и молодежи в аспекте парадигмы развивающего образования. Автор разделил современные концепции дополнительного образования на две группы: 1) концепции, выстраиваемые на общепедагогических гуманистических принципах без разработки образовательно-развивающего аспекта; 2) концепции, в которых наряду с педагогическим аспектом присутствуют психологические, образовательно-развивающие стороны организации педагогического процесса. Понятие «развивающее образование» не опирается на соответствующие методологические и технологические основания. Проведенный анализ выявил стабильную тенденцию движения от традиционного подхода к разработке концепций дополнительного образования к концепциям, выстраиваемым действительно на основе парадигмы развивающего образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Цель предлагаемой работы — выявить основные тенденции развития системы дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе в аспекте парадигмы развивающего образования.

В Законе РФ «Об образовании» [8] дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [16] образовательное учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого -развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения, а отсюда развития всей системы дополнительного образования являются:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Принятая в 1999 г. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 годы [13], также определяя целью и задачами развития системы дополнительного образования вышеперечисленные положения, отводит значительную роль принципам гуманистического характера воспитания, сформулированным в Законе РФ «Об образовании». «Программой» декларируется необходимость определения конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; определяются также цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, среди которых — обеспечение необходимых научно-методических и других условий для развития воспитательных систем, активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания, развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов воспитания и т. д. Отмечается необходимость поддержки и развития творчества детей как одной из приоритетных задач дополнительного образования, а также обобщения педагогического опыта и научного обоснования выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверки их значимости для развития личности каждого ребенка.

Литература
  1. Алиева Л. В., Остапец А. А. Роль взаимодействия образовательных учреждений в формировании воспитательного пространства // Внешкольник. 1998, № 7-8.
  2. Бредихин Г. А. Дополнительное образование детей Московской области // Дополнительное образование. 2000. № 1.
  3. Горский В. А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. Пилотный выпуск.
  4. Горский В. А., Журкина А. Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 2.
  5. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю., Усанов В, В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования Российской академии образования //Дополнительное образование. 2000. № 1.
  6. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 3-4.
  7. Горшкова Н. С., Наумова Е. А. Модель учреждения дополнительного образования в современных условиях: Проблемы, идеи, практика // Внешкольник. 1997. № 9.
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.04.96 № 12-ФЗ).
  9. Корнева Н., Буева И. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа // Внешкольник. 1999. № 1.
  10. Леках В. А, Системный подход в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 1999. № 1.
  11. Панов В. И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской академии образования. 2000. № 2.
  12. Попова Г. Н., Гайнулина В. М. О смысле развития дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. № 1.
  13. Программа развития воспитания в системе образования в России, на 1999-2001 годы. (Утверждена приказом Минобразования России от 18.10.99 г. № 574 в соответствии с решением коллегии от 28.09.99 г. № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования») // Внешкольник. 2000. № 1.
  14. Суслов А. В. Концепция дополнительного образования в свете современных проблем развивающего обучения и воспитания // Дополнительное образование. 1999. № 2.
  15. Татьянченко Д. В., Воровщикова С. Г., Фомина Т. А. Алгоритм разработки концепции дополнительного образования детей // Внешкольник. 1998. № 5.
  16. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. за № 233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1053) // Внешкольник. 1997. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика