Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Информационно-технологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития их профессионально важных качеств 907

Матушанский Г.У., кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой информационных технологий обучения Центра переподготовки и государственного технологического университета
Рогов М.Г., доктор психологических наук, декан специального факультета психологии, профессор кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования (ПМВПО) Казанского государственного технологического университета, Казань, Россия, gum@cnit.ksu.ras.ru
Цвенгер Ю.В., ассистент факультета повышения квалификации преподавателей вузов Казанского государственного университета

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы. Авторы полагают, что прогнозирование развития профессионально важных качеств личности преподавателя является важным аспектом данной проблемы. В статье представлены качества личности преподавателя вуза, развиваемые через формируемые умения во время информационно-технологической подготовки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время при проведении реформы отечественного образования большое внимание уделяется созданию системы профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы (ПВШ). При ведущих вузах страны созданы центры и институты по психолого-педагогической переподготовке специалистов для того, чтобы они имели право преподавать в высшей школе. Им присваивается дополнительная квалификация «преподаватель высшей школы». В магистратуре и аспирантуре осуществляется дополнительная подготовка студентов и аспирантов для получения данной квалификации. В настоящей статье обсуждаются вопросы организации информационно-технологической составляющей указанной профессиональной подготовки и переподготовки как средства развития профессионально важных качеств (ПВК) преподавателя вуза.

Среди многочисленных функций подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы, описанных в научной литературе (см., например, [1 — 4] и др.), особое место занимают корректировочная и развивающая функции, ответственные за коррекцию и дальнейшее совершенствование уже имеющихся качеств личности слушателя для успешной профессионально-педагогической деятельности в вузе. На этом основании мы считаем, что одной из основных психолого-педагогических проблем профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей вузов является прогнозирование развития профессионально важных качеств личности слушателя в процессе его коррекционной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Некоторым аспектам решения данной проблемы посвящено настоящее исследование.

Разработку программы развития ПВК личности слушателей можно осуществлять на базе профессиографической модели преподавателя вуза. Для данных моделей основой является выбор базовых свойств «от профессии», строящихся на представлениях о некоторой системе требований, предъявляемых профессией к специалисту и к специальным способностям, которыми должен обладать претендент на эту профессию. Состав и структура таких требований выделяются обычно экспертным путем [6]. На основании анализа научной литературы по профессиографии нами была сделана попытка составления частной профессиографической модели преподавателя вуза, включающей наиболее значимые для его профессиональной деятельности личностные качества, (см. табл. 1).

Литература
  1. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.
  2. Матушанский Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей // Alma mater. 2000. № 11.
  3. Матушанский Г. У., Фролов А. Г. Информационно-технологическая переподготовка преподавателей высшей школы // Педагогическая информатика. 2000. № 4.
  4. Матушанский Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе // Психологическая наука и образование. 2001. № 2.
  5. Рогов М. Г., Иванов В. Г. Анализ трудностей преподавателей высшей технической школы в реализации профессионально-педагогических функций // Психология отношений: Материалы региональной научно-практической конференции. Владимир, 2001.
  6. Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л., 1976.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика