Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Семейные предикторы умственного развития детей 6-7 лет в Московской и Бурятской популяциях 811

Ермолаев О.Ю., кандидат психологических наук, доцент Университета Российской академии образования
Марютина Т.М., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, Москва, Россия, T.M.Mariutina@rambler.ru
Мункоев А.К., кандидат биологических наук, муниципальная средняя школа № 1, Улан-Удэ, Россия

Аннотация

Авторы изучали особенности родителей в московской и бурятской популяциях, а также характерные черты межличностных отношений детей с помощью множественного регрессионного анализа. Методическую основу исследования составил сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей детей 6-7 лет и их родителей. На основании полученных данных прогнозировались уровень творческого мышления детей и их школьная готовность. В состав предикторов, полученных в обеих популяциях, входят близкие и\или совпадающие психологические характеристики родителей и межличностных отношений детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С помощью множественного регрессионного анализа в московской и бурятской популяциях были выделены особенности родителей (показатели принятия-отвержения, авторитарной гиперсоциализации, инвалидизации, интернальности), а также характерные черты межличностных отношений детей (к матери, отцу, родителям в целом, учителю), на основании которых можно прогнозировать уровень их творческого мышления и школьной готовности. Полученные данные демонстрируют, что в бурятской и московской популяциях факторы семейной среды не менее существенны для прогноза умственного развития ребенка, чем его собственные особенности на более ранних этапах развития. Показано, что в состав предикторов в той и другой выборке входят близкие и/или совпадающие психологические характеристики родителей и межличностных отношений детей, а выделенные предикторы обладают приблизительно одинаковой прогностической валидностью в бурятской и московской выборках. Сказанное дает основание считать, что вошедшие в состав предикторов психологические характеристики относительно независимы от конкретных социоэкологических условий, и это можно считать свидетельством существования универсальных семейных детерминант, определяющих особенности формирования школьной готовности и творческого мышления детей 6-7 лет.

Разработка концепции индивидуальных траекторий развития базируется на представлении о преемственности возрастных преобразований структуры индивидуальности и возможности прогнозирования особенностей ребенка на каждой последующей стадии онтогенеза по характеристикам предшествующей. Перспективным в этом плане представляется поиск предикторов индивидуального развития, опирающихся на имеющиеся представления о структуре индивидуальности и ее уровней, межвозрастной преемственности генетических признаков от поколения к поколению. По этой логике могут быть выделены предикторы:
1) онтогенетические, характеризующие преемственность развития индивидуальности ребенка; 2) семейные, позволяющие прогнозировать развитие индивидуальности ребенка по особенностям его семейной среды; 3) межуровневые, характеризующие взаимодействие между уровнями в структуре индивидуальности ребенка [5, 7, 8, 10].

С позиций экологического подхода человеческое поведение необходимо исследовать в «природных», репрезентативных контекстах [9, 12, 13]. Подразумевается, что в таких условиях можно глубже проникнуть в содержание изучаемого психического явления. Применительно к проблеме построения семейных предикторов это положение может означать следующее: в зависимости от особенностей природной и социальной среды предикторы одного и того же психологического свойства могут различаться (качественно и количественно). В то же время выделение характеристик семьи, обладающих равной прогностической валидностью в разных контекстах, т. е. функционирующих вне зависимости от конкретных социоэкологических условий, можно расценивать как свидетельство существования универсальных семейных детерминант, определяющих особенности формирования творческого мышления и школьной готовности детей 6-7 лет. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. сопоставить особенности семейной среды детей 6-7 лет двух выборок — из московской и русскоязычной бурятской популяций;
  2. выявить параметры семейной среды, позволяющие прогнозировать развитие творческого мышления и школьную готовность детей в той и другой выборке;
  3. провести сравнительный анализ предикторов творческого мышления и школьной готовности детей в исследуемых выборках.
Литература
  1. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A. M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993.
  2. Варга А. Я., Стопин В. В. Тест-опросник родительского отношения: Практикум по психодиагностике. М., 1988.
  3. Гильяшева И. Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  4. Доржиева Т. В. Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте: Автореф. канд. дис. М., 2000.
  5. Димитрашку Т. Д., Марютина Т. М., Равич-Щербо И. В., Трубников В. И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. 1996. № 4.
  6. Лидерс А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
  7. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Трубников В. И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
  8. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Мункоев А. К. Личностные особенности матери и школьная готовность ребенка: сравнительный анализ двух популяций // Психологическая наука и образование. 2000. № 1.
  9. Панов В. И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
  10. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996. № 2.
  11. Шумакова Н. Б., Шебланова Е. И., Щербо Н. П. Фигурная форма А теста творческого мышления П. Торренса — ТТСТ: Методические рекомендации. М., 1990.
  12. Bronfenbrenneг U. Ecology of the family as a context foг human development: Research perspectives // Developmental Psychology. 1986. Vol. 22. № 6.
  13. Garbaerino J. Children and Families in the Social Environment. N.Y., 1992.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика