Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Чему мы можем научить? И что нам это дает? 595

Марро П.
Мюллер Н.
Перре-Клермон А.Н., доктор психологических наук, директор института психологии и образования, университет г. Нёвшатель, Нюшатель, Швейцария, anne-nelly.perret-clermont@unine.ch

Аннотация

Авторы статьи рассматривают некоторые проблемы образования взрослых – психосоциальные процессы, поддерживающие ситуацию образования – внутренние психологические особенности обучаемых, ряд внешних особенностей и типы коммуникации. Для иллюстрации используются два образовательных проекта, осуществленных на Мадагаскаре и в Швейцарии. Сделанные выводы касаются коммуникативной ситуации, изменений в ситуации образования, особенностями понимания успеха образовательной программы участниками процесса.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

1. Введение: проблемы изучения ситуации образования взрослых

В этой статье мы будем говорить не о детях, а о взрослых и будем иметь в виду не школьный контекст, а контекст образования взрослых. Однако мы используем подход, похожий на подход наших коллег, который направлен на выявление психосоциальных процессов, связанных с ситуацией обучения. Различные участники этой ситуации рассматриваются как «интерпретирующие актеры», поставленные в специфический социальный, институциональный и культурный контекст [3, 2, 7, 16].

Изменение объекта исследования, переход от изучения взаимодействий между детьми и теми, кто их обучает, или экспериментаторами (что мы изучали в других исследованиях, например [15, 5, 9]), к изучению отношений между взрослыми в области взрослого образования обязывают нас задать вопросы, касающиеся специфики этого нового контекста: те же ли вариации используются в процессе обучения? Можем ли мы использовать те же концепты?

Здесь необходимо остановиться на специфике обучающихся людей. Тот факт, что образование направлено на взрослых людей, видимо, требует заново осмыслить дидактическую ситуацию, имеющую место в школьном контексте. Эта ситуация может измениться под влиянием профессионального и экзистенциального опыта, накопленного взрослыми, опыта предварительного обучения, школьного опыта, а также вследствие того, что взрослые платят за обучение. Обучаемые приходят со своими особыми эмоциями (страх вновь очутиться в школьной ситуации, окрашенной неприятными воспоминаниями, жажда знаний, сопротивление необходимости приобретать новые знания…), ожиданиями и требованиями.

Наш второй вопрос касается важного концепта, связанного с особенностями взаимодействия между людьми, концепта интерсубъективности. Очевидно, для того чтобы развитие когнитивных процессов, связанных с обучением, было возможным, различные действующие лица («актеры») в ситуации образования должны общаться между собой (Grossen et al., 1996; Mercer, 1995; Mercer, 1997; Schubauer-Leoni, Grossen & Perret-Clermont, 1992). Когда речь идет о взрослых, находящихся в определенных жизненных обстоятельствах, занимающихся определенной деятельностью и ориентированных на реализацию определенных задач, то мероприятия, связанные с обменом точками зрения различных партнеров, конечно, отличаются от тех, которые преобладают в школьном контексте.

Литература
  1. Aumont & B. Mesinier, P.-M.(1992). L’acte d’apprendre. Paris: Presses Universitaires de France.
  2. Chaiklin S.& Lave J. (Eds) (1993). Understanding Practice. Perspectives on Activity and Context. Cambridge: Cambridge University Press.
  3. Elbers E. (1991). The development of competence and its social context // Educational Psychology, 3(2), 73-94.
  4. Grossen M. & Perret-Clermont A.-N. (1992). L’espace th?rapeutique. Cadres et contextes. Paris; Neuchatel: Delachaux et Niestle.
  5. Grossen M. (1989). Le contrat implicit? entre l’exp?rimentateuг et I’enfant en situation de test // Revue suisse de psychologie, 48(3), 179-189.
  6. Grossen M., Liengme-Bessire M.-J., Perret-Clermont A.-N. (1996). Construction de l’interaction et dynamique socio-cognitiv // M. Grossen & B. Py (Eds). Pratiques sociales et m?diations symoliques. Bern: Peteг Lang.
  7. Light P.& Perret-Clermont A.-N. (1998). Social contexte in Learning and Testing // Sloboda J. A. (Ed.). Cognition and Social Worlds (p. 99-112). Oxford: Oxford Sciences Publication, University Press.
  8. Marro Clement P.& Perret-Clermont A.-N, (a paraitre). Collaborating and Learning in Atheisme Project of Regional Development Supported by New Information and Communication Technologies//Joineг R. (Ed.).
  9. Marro Clement P. (1999). Deux enfants, un probl?me technique, une solution: analyse interlocutoire de la contruction interactive d’un raisonnement. Verbum, 21(2), 175-189.
  10. Merceг N. (1995).The Guided Construction of Knowledge: Talk Among Teachers and Learners. Clevedon, England: Multilingual Matters.
  11. Merceг N. (1997). Socio-cultural Perspectives and the Study of Classroom Discourse // Coll C. & Edwards D. (Eds). Teaching, Learning and Classroom Discourse. Approach to the Study of Educational Discourse (p.13-21). Madrid: Graficas Rogar.
  12. Mulleг N. & Jonarisona A. (1998). Aspects culturels des dynamiques de formation. Une ?tude de cas en Betsileo dans le cadre du programme TSA (programme de formation en gestion des ressources naturelles). Universit? de Neuchatel (Switzerland): S?minaire de Psychologie.
  13. Mulleг N. & Perret-Clermont A.-N. (1999a). Cultural, Institutional and Interpersonal Issues of «Thinking and Learning Settings» (Conference Proceeding at EARLI, Goteborg, Sweden).
  14. Mulleг N. & Perret-Clermont A.-N. (1999b). Negocfating Identities and Meaning in the Transmission of Knowledge: Analysis of Interactions in the Context of a Knowledge Exchange Network. // Bliss J., Saljo R. & P. Light (Eds). Learning Sites. Social and Technological Resources foг Learning (p. 47-61). Oxford: Pergamon.
  15. Perret-Clermont A.-N. (1979-1996). La construction de l’intelligence dans l’interaction sociale. Berne: P. Lang.
  16. Resnick L.-B., Saljo R., Pontecorvo C., Barge B. (Eds) (1997). Discourse, Tools, and Reasoning, Essays on Situated Cognition. Berlin, Heidelberg: Springeг Verlag.
  17. Schubauer-Leoni M. L., Perret-Clermont A.-N. & Grossen M. (1992). The Construction of Adult Intersubjectivity in Psychological Research and in School // Von Cranach M., Doise W. & Mugny G. (Eds). Social Representation and the Social Bases of Knowledge. Bern: Huber.
  18. TSA (1998)& Rapport d’activite. Bern?, Antananarivo: Intercooperation.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика