Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальные механизмы формирования интеллектуальной творческой способности учащихся 861

Симановский А.Э., кандидат психологических наук, доцент, докторант Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

1. Творчество в плоскости взаимодействия «личность — общество»

Движущей силой любого социально организованного процесса является разрешение объективных и субъективных противоречий. Причем противоречия могут возникать как между разнообразными внешними воздействиями на процесс, так и между внутренними тенденциями развития этого процесса. Внешними по отношению к процессу формирования творческой способности являются разнообразные культурные (средовые) воздействия и складывающиеся у личности отношения и ценностные ориентации. Внутренними — тенденции развития мыслительного процесса и их влияние на процесс становления личности. Известно, что причинно-следственные отношения, определяющие направление и эффективность социального процесса, называются закономерностями [2].

Современная трактовка понятия «личность» предполагает ее рассмотрение с позиции культурно-исторической теории деятельности. Анализируя культурно-исторический характер качеств личности, А.Н. Леонтьев отмечает, что «личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по природе, в которые индивид вовлекается» [9]. Аналогично определяет пространство существования личности Э.В. Ильенков. Он пишет, что личность существует в пространстве социального бытия [8]. Поэтому формирование любых личностных качеств, в том числе и детерминирующих интеллектуальное творчество, следует рассматривать с точки зрения социальных взаимосвязей, складывающихся между личностью и социумом. Особенно важна сторона сознательного, управляющего воздействия общества на развивающуюся личность. Эта сторона взаимодействия между личностью и обществом находит свое отражение
в практике воспитания ребенка. Логично допустить, что характер воздействия социального окружения на проявление творческих личностных качеств может быть как позитивным, разрешающим, так и негативным, тормозящим.

Методологическую основу современной образовательной парадигмы в отношении влияния социального окружения на творческие способности человека четко выразил Г.П. Щедровицкий: «Принадлежит ли оно (творчество) индивиду или оно принадлежит функциональному месту к человеческой организации и структуре? Я на этот вопрос отвечаю жестко конечно, не индивиду, а функциональному месту… Утверждается про стая вещь: есть некоторая культура совокупность знаний, которые транслируются из поколения в поколение а потом рождается — ортогонально к всему этому — человек, и либо его соединят с этим самым духом, сделают дух доступным, либо не соединят» [19]. Отсюда понятно, что необходимость формирования творческих способностей должна быть заложена культуре, отражаться в основных культурных ценностях и концепциях.

Литература
  1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.,1990.
  2. Байбародова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997.
  3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  4. Весна Е. Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии. 1999. № 4(20).
  5. Герцен А. И. К старому товарищу // Собрание сочинений: В 30 т. М., 1960.Т. 20.
  6. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  7. Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  8. Ильенков Э. В. С чего начинается личность. М., 1979.
  9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
  10. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  11. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  12. Одаренные дети. М.,1991.
  13. Рогачева С. Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. 1999. № 3.
  14. Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1.
  15. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности//Вопросы психологии. 1986. № 4.
  16. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.
  17. Хайкин В. Л. Субъект и субъектность в определении активности // Субъект действия, взаимодействия, познания. М.; Воронеж. 2001.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.
  19. Щедровицкий Л. П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. 1997. № 1-2.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика