Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие

2466

Общая информация

Ключевые слова: коммуникативные навыки, коммуникативная активность, подростковый возраст, развитие

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Васюра С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 3. С. 35–44.

Фрагмент статьи

В связи с запросами общественной практики в последние годы различные аспекты проблемы активности интенсивно исследуются в психологии. Изучение разных видов психической активности имеет важное значение для понимания движущих сил и путей развития индивидуальности и личности.

Индивидуальность человека как целостная саморегулируемая система изучается в пермской психологической школе. Индивидуальность состоит из относительно замкнутых иерархических уровней, соответствующих разным ступеням развития материи (от биохимической до социально-психологической), и представляет собой «особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» [12, с. 19]. В.С. Мерлин обосновал важнейшее положение о том, что основную роль в развитии индивидуальности играют индивидуальные стили деятельности и общения устойчивые системы целей, действий и операций в предметной деятельности и общении. В результате формирования индивидуальных стилей преодолевается рассогласование некоторых разноуровневых индивидуальных свойств, образуется более гармоничная их система. Традиционный путь
в исследовании индивидуальных стилей деятельности и общения заключается в их рассмотрении в контексте приспособления, адаптации индивидуальности к окружающей среде. Однако в концепции интегральной индивидуальности заложены основы для дальнейшего научного поиска, в частности исследования собственной активности субъекта. «Усвоение индивидуального стиля и развитие индивидуальности происходит благодаря особому, как мы понимаем, универсальному мотиву оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться все более и более гармоничной индивидуальностью» [12, с. 217].

Системный подход к изучению активности реализуется с позиций теории интегральной индивидуальности в пермской психологической школе Л.Я. Дорфманом (теоретический подход) и Б.А. Вяткиным (теоретико-экспериментальный подход). В концепции метай индивидуального мира Л.Я. Дорфмана дается типология форм человеческой активности. Автор, раскрывая многоаспектные процессы взаимодействия индивидуальности с миром, выделяет различные формы активности в связи с источниками и типами их детерминации [5].

Полный текст

В связи с запросами общественной практики в последние годы различные аспекты проблемы активности интенсивно исследуются в психологии. Изучение разных видов психической активности имеет важное значение для понимания движущих сил и путей развития индивидуальности и личности.

Индивидуальность человека как целостная саморегулируемая система изучается в пермской психологической школе. Индивидуальность состоит из относительно замкнутых иерархических уровней, соответствующих разным ступеням развития материи (от биохимической до социально-психологической), и представляет собой «особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» [12, с. 19]. В.С. Мерлин обосновал важнейшее положение о том, что основную роль в развитии индивидуальности играют индивидуальные стили деятельности и общения устойчивые системы целей, действий и операций в предметной деятельности и общении. В результате формирования индивидуальных стилей преодолевается рассогласование некоторых разноуровневых индивидуальных свойств, образуется более гармоничная их система. Традиционный путь в исследовании индивидуальных стилей деятельности и общения заключается в их рассмотрении в контексте приспособления, адаптации индивидуальности к окружающей среде. Однако в концепции интегральной индивидуальности заложены основы для дальнейшего научного поиска, в частности исследования собственной активности субъекта. «Усвоение индивидуального стиля и развитие индивидуальности происходит благодаря особому, как мы понимаем, универсальному мотиву оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться все более и более гармоничной индивидуальностью» [12, с. 217].

Системный подход к изучению активности реализуется с позиций теории интегральной индивидуальности в пермской психологической школе Л.Я. Дорфманом (теоретический подход) и Б.А. Вяткиным (теоретико-экспериментальный подход). В концепции метай индивидуального мира Л.Я. Дорфмана дается типология форм человеческой активности. Автор, раскрывая многоаспектные процессы взаимодействия индивидуальности с миром, выделяет различные формы активности в связи с источниками и типами их детерминации [5].

Теоретико-экспериментальный подход Б.А. Вяткина связан с изучением роли активности в структуре интегральной индивидуальности в соответствии с линией С. Л. Рубинштейна, продолженной К. А. Абульхановой-Славской и И. А. Джидарьян, «посредством категории активности подчеркивается то особое качество человека как субъекта деятельности, благодаря которому он выходит за пределы заданных условий и обстоятельств жизнедеятельности, проявляя инициативу, творческий поиск, добиваясь максимальной мобилизации внутренних резервов и возможностей для целенаправленного изменения и преобразования мира» [4, с. 85—86]. Изучение условий развития интегральной индивидуальности показало, что «человек начинает сам активно искать наиболее эффективные приемы и способы деятельности и общения лишь в тех случаях, когда изменяются (повышаются) требования деятельности, т. е. когда сам он проявляет определенную активность» [3, с. 98]. Б.А. Вяткин указывает, что не все виды активности в одном и том же возрасте, в одной и той же деятельности являются равнозначными для развития индивидуальности. Он полагает, что ведущей активность может быть как в связи с определенным периодом возрастного развития в одной деятельности (например, учебной), так и в связи со спецификой деятельности (например, спортивной) или жизнедеятельности человека (например, пребывание осужденных в исправительных учреждениях) [3]. Следовательно, в качестве звена, определяющего взаимосвязи между разноуровневыми свойствами индивидуальности, наряду с индивидуальными стилями предметной деятельности и общения можно рассматривать и стиль ведущей активности, представляющий собой системное образование многоуровневое и многокомпонентное. Индивидуальные стили различных видов активности будут выполнять гармонизирующую, системообразующую функцию, оказывая влияние на своеобразие развития индивидуальности человека.

Экспериментальные исследования, проводимые Б.А. Вяткиным и его сотрудниками, касаются структуры стилей различных видов активности, их обусловленности разноуровневыми свойствами индивидуальности. В.И. Шмыков выявил стили коммуникативной активности осужденных, которые обеспечивают оптимальную устойчивость человека к жизнедеятельности в стрессогенных условиях [15]. Исследования ведущих видов активности в младшем и старшем школьных возрастах выполнены А.А. Волочковым, Н.А. Кириловой [2; 8].

Предметом нашего исследования является коммуникативная активность школьников подросткового возраста. Результаты многочисленных психологических исследований свидетельствуют о том, что в общении со значимыми другими родителями, педагогами и, прежде всего, со сверстниками происходит становление личности подростка, формирование важнейших ее свойств [6; 9; 13; 16]. Однако внимание исследователей чаще всего акцентируется на сфере общения учащегося, а не на его собственной коммуникативной активности либо изучаются ее отдельные проявления. Влияние коммуникативной активности на целостную индивидуальность школьников остается малоизученным.

В ситуациях общения многие действия подростков оказываются поисковыми. Объекты активного поиска подростков это различные ситуации взаимоотношений; отдельные случаи общения, требующие активных действий или отказа от них; средства, способы и приемы оказания воздействия на людей; качества, которые могут гарантировать жесткое проведение своей линии в отношениях. В целом коммуникативная активность подростков направлена на установление многочисленных вариантов соответствия способов общения ситуациям взаимодействия [14].

Коммуникативная активность личности в отечественной психологии изучается в разных концептуальных рамках. Активность в общении, как отмечает А.А. Бодалев, определяется в психологической литературе и как состояние взаимодействующих людей, и как качество коммуникативной деятельности, и как проявление творческого отношения к партнеру по общению, и как личностное образование познавательный, эмоциональный и поведенческий отклик на другого человека [1]. В зависимости от интенсивности взаимодействия субъекта общения с окружающими людьми уровень коммуникативной активности может быть высоким, средним, низким. Антипод активности пассивность, т. е. отсутствие интереса к общению, безучастное отношение к окружающим.

Перспективным в изучении коммуникативной активности, на наш взгляд, является развиваемый А.И. Крупновым целостный подход [10]. Он предполагает учет содержательных аспектов (внутренних побуждений к общению), результативных аспектов (реальных достижений, полученных в ходе межличностных взаимоотношений), а также процессуальных, динамических аспектов, представляющих реальную картину взаимодействия человека с другими людьми.

Учитывая существующие представления о структуре коммуникативной активности, исследования стилей коммуникативной активности с позиции теории интегральной индивидуальности, а также особенности межличностного общения подростков, мы рассматриваем коммуникативную активность:

  • как меру взаимодействия субъекта общения с окружающими людьми, возникающего по его собственной инициативе;
  • как сложное образование, включающее в себя компоненты операционально-динамического уровня и уровня межличностного взаимодействия.

Задачи исследования:

  1. Изучить психологическую структуру коммуникативной активности при разных уровнях ее развития.
  2. Установить особенности индивидуальности подростков с высокой и низкой коммуникативной активностью.
  3. Выяснить влияние развития (повышения) коммуникативной активности на особенности интегральной индивидуальности через организацию формирующего эксперимента.
  4. Эмпирическим путем выявить и описать различные стили коммуникативной активности у подростков, а также выяснить своеобразие симптомокомплексов разноуровневых свойств индивидуальности их обусловливающих.

Методы и методики исследования

Исследование проводилось на базе двух общеобразовательных школ г. Ижевска. Испытуемые школьники старшего подросткового возраста (14-15 лет), всего 88 человек. Операционально-динамические компоненты коммуникативной активности определялись с помощью опросника и программы наблюдений за проявлениями активности общительности [1]. Устанавливались следующие показатели: потребность в общении (стремление к общению), инициативность в общении, легкость вступления в контакт, широта круга общения, устойчивость в общении, выразительность в общении. Компоненты уровня межличностного взаимодействия выявлялись по методике исследования коммуникативных установок личности [7]. В основу этой методики положены представления о позициях в общении, рассматриваемых в русле трансактного анализа Э. Берна, о глубине взаимоотношений с партнерами по общению в соответствии с теорией коммуникативного развития личности В.И. Кабрина. Трехкомпонентная структура коммуникативных установок личности включает в себя:

1)   собственные позиции в общении, на базе которых человек строит взаимоотношения со своими партнерами;

2)   предпочитаемые позиции других людей, с которыми человеку удается установить глубокие отношения;

3)   степень глубины отношений, на которую человек ориентирован в общении. В работе нами использовались следующие основные показатели коммуникативной активности:

  • реальная глубина взаимоотношений с партнерами, оцениваемая средним баллом глубины по всем обозначенным лицам (шкала глубины взаимоотношений от 1 до 6 баллов);
  • реальная глубина взаимоотношений, определяемая количеством лиц, с которыми установлены отношения глубиной в 5 и 6 баллов, обозначенная нами как реальный круг глубоких взаимоотношений;
  • желаемая глубина взаимоотношений, оцениваемая средним баллом глубины по всем обозначенным лицам;
  • желаемая глубина взаимоотношений, определяемая количеством лиц, с которыми человек хотел бы установить отношения глубиной в 5 и 6 баллов, обозначенная нами как желаемый круг глубоких взаимоотношений.

Для исследования индивидуальных особенностей учащихся использовался комплекс методик, диагностирующих свойства различных уровней интегральной индивидуальности. Сила нервной системы по отношению к возбуждению устанавливалась с помощью двигательной методики «Изменение латентного времени простой двигательной реакции на звуковой раздражитель при многократном повторении». Для диагностики свойств темперамента использован опросник В.М. Русалова (Д-ОСТ) для испытуемых в возрасте от 13 до 17 лет. Изучение личностных особенностей проводилось с помощью опросника 14PF Кеттелла. Социально-психологические особенности испытуемых выявлялись с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири и социометрической методики (определялись социометрические статусы в учебной сфере и внешкольном досуге учащихся).

Использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS».

Обсуждение результатов

На первом этапе исследования результаты опроса и программы наблюдений по интегральным показателям коммуникативной активности были сопоставлены между собой с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (р<0,01). По критерию М±1/2 были выделены три группы испытуемых: с низким (23 человека), средним (42 человека) и высоким (23 человека) уровнем развития коммуникативной активности. Окончательный диагноз поставлен на основании совпадения результатов по обеим методикам. Достоверность различий по интегральному показателю коммуникативной активности между полярными группами определялась по t-критерию Стьюдента (р<0,001).

О степени развития коммуникативной активности свидетельствуют также статистически значимые различия между «низкоактивными» и «высокоактивными» испытуемыми по всем показателям уровня межличностного взаимодействия, кроме «реальной глубины взаимоотношений». Таким образом, общительные подростки, несмотря на интенсивное использование разнообразных операционально-динамических приемов в контактах с людьми, имеют такую же глубину взаимоотношений, как и их малообщительные сверстники. Очевидно, школьники с низкой коммуникативной активностью устанавливают глубокие взаимоотношения с меньшим числом лиц либо реально оценивают подобные отношения как неглубокие в отличие от общительных подростков. Большинство своих контактов малообщительные учащиеся по шкале глубины взаимоотношений оценивают в 3-4 балла, а общительные отличаются большей вариабельностью отношений и используют весь континуум от 1 до 6  баллов.

В результате корреляционного анализа выявлены связи между компонентами коммуникативной активности в двух полярных группах испытуемых. В каждой из групп связи между показателями в структуре коммуникативной активности отличаются своеобразием как качественно, так и количественно. В целом значительное сходство между группами наблюдается в характере взаимосвязей показателей уровня межличностного взаимодействия. Различия в связях между компонентами коммуникативной активности в полярных по уровню ее развития группах испытуемых отчетливо проявляются на операционально-динамическом уровне, что отражает своеобразие реализации и регуляции активности в конкретных актах общения «низкоактивными» и «высокоактивными» подростками. Более полно связи между показателями коммуникативной активности выражены при высоком уровне ее развития.

Факторный анализ позволил получить характеристику структуры коммуникативной активности, установить характер внутренних взаимосвязей ее компонентов в обеих группах испытуемых. В группе подростков с низким уровнем коммуникативной активности выявлено три фактора, вобравших в себя 65,8 % общей дисперсии: «малая глубина взаимоотношений», «низкая коммуникативная экспрессивность и безынициативность», «постоянство контактов с узким кругом лиц». В группе «высокоактивных» испытуемых также выявлено три фактора с общей дисперсией 70,3 %: «стремление к установлению и поддержанию глубоких взаимоотношений», «коммуникативная экспансивность», «инициативность и неустойчивость в общении».

Для выявления индивидуального своеобразия подростков с низкой и высокой коммуникативной активностью был проведен анализ различий абсолютных показателей индивидуальных свойств по t-критерию Стьюдента. Между полярными по уровню развития коммуникативной активности группами выявлены различия по следующим показателям: социальная эргичность, факторы A, H, Q2, Q4 (по Кеттеллу), сотрудничающе-конвенциальный и ответственно-великодушный типы межличностных отношений, учебный статус, статус в досуговой сфере.

Полученные результаты позволяют дать сравнительную характеристику личностных особенностей подростков с низким и высоким уровнями развития коммуникативной активности. «Высокоактивные» подростки по сравнению с «низкоактивными» более добросердечны, открыты, эмоциональны, беспечны. Они отличаются большей отзывчивостью, смелостью и решительностью, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, дружелюбны, импульсивны, любят быть на виду. Эти школьники более социабельны, в большей степени зависимы от группы, в своем поведении ориентируются на общественное мнение. Им свойственны меньшие, чем «низкоактивным» подросткам, фрустрированность и эмоциональная напряженность.

В целом различия между группами в меньшей степени касаются рассматриваемых в нашем исследовании свойств, относящихся к природному (психодинамическому) уровню интегральной индивидуальности, и в большей степени свойств личностного и социально-психологического уровней. В частности, у «высокоактивных» подростков в большей степени, чем у «низкоактивных», проявляется сотрудничество и готовность помогать окружающим.

Таким образом, данные группы можно рассматривать как выборки, которые значимо отличаются по индивидуальным свойствам, проявляющимся в сфере общения. Рассматриваемые выборки обнаруживают больше различий на личностном и социально-психологическом уровнях индивидуальности. Подростки с низкой коммуникативной активностью и подростки с высокой активностью в общении существенно отличаются по «социальная эргичность». Можно предположить, что низкая активность учащихся в сфере общения природно обусловлена (это проявляется в узости контактов, незначительной потребности в общении, уходе от социально активных форм поведения, замкнутости), а уникальная, неповторимая ситуация общения с другими людьми, складывающаяся у каждого подростка (об этом свидетельствуют различия в социометрических статусах), благоприятствует коммуникативной активности или подавляет ее. Таким образом, коммуникативная активность является результирующей природных, биологических и социальных факторов.

В результате анализа взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности в группах подростков с низким и высоким уровнями развития коммуникативной активности установлено следующее:

1) в каждой из групп выявленные связи отличаются как качественным, так и количественным своеобразием;

2) наблюдается более полная и жесткая взаимосвязь между свойствами рассматриваемых иерархических уровней индивидуальности в группе подростков с низким уровнем развития коммуникативной активности. Это, вероятно, свидетельствует о том, что прочная взаимосвязь природных (психодинамических), личностных и социально-психологических свойств сдерживает проявления активности, обусловливая пассивность в общении. У «высокоактивных» подростков иная, менее жесткая система разноуровневых связей индивидуальных свойств служит, по-видимому, основанием коммуникативной активности.

Одним из способов исследования влияния коммуникативной активности на интегральную индивидуальность подростков является формирующий эксперимент, направленный на повышение активности в общении с целью обнаружения изменения структуры их интегральной индивидуальности. Из группы испытуемых с низким уровнем развития коммуникативной активности (23 человека) в эксперименте приняли участие 16 подростков, а 7 подростков составили контрольную группу.

Формирующий эксперимент проводился в течение 7 месяцев по специально разработанной программе, включающей социально-психологический тренинг и индивидуальное психологическое консультирование. Повышение уровня коммуникативной активности предполагает развитие подростка как субъекта общения, что обеспечивается, прежде всего, диагностическим и коррекционно-развивающим этапами тренинга. На первом этапе участники тренинга осмысливают свои индивидуальные особенности, проявляющиеся в общении, оценивают их, определяют свое отношение к ним. На втором этапе развитие коммуникативной активности достигается в результате овладения подростками такими приемами межличностного взаимодействия, которые соответствуют их индивидуальным особенностям.

Измерение показателей коммуникативной активности в экспериментальной и контрольной группах проводилось дважды, с интервалом 7 месяцев. Для выявления различий показателей коммуникативной активности использован t-критерий Стьюдента. В контрольной группе достоверные различия показателей коммуникативной активности не установлены. В экспериментальной группе выявлены сдвиги в средних значениях отдельных показателей коммуникативной активности, статистически значимо увеличились 6 из 10 показателей инициативность в общении, легкость вступления в контакт, а также все показатели уровня межличностного взаимодействия

Связи между разноуровневыми свойствами индивидуальности устанавливались дважды: до и послеформирующего эксперимента, В результате выявлено изменение характера их взаимосвязей. Так, например, распалась корреляционная связь, которая отражала взаимозависимость обособленности (фактор А по Кеттеллу) и низкой социальной эргичности.

Для выявления индивидуальных стилей коммуникативной активности в группе подростков с высоким уровнем ее развития данные интеркорреляций всех изучаемых свойств индивидуальности и коммуникативной активности были подвергнуты факторному анализу. Выделено три значимых фактора, вобравших в себя 40,4 % общей дисперсии. Подростки со структурой индивидуального стиля коммуникативной активности, соответствующей фактору I, больше стремятся к общению, легко знакомятся с незнакомыми людьми, не испытывают стеснения, выступая перед значительной группой людей. Представители этого стиля отличаются инициативностью в завязывании знакомств, круг их контактов широк. Однако их общение неустойчиво, контакты кратковременны. Этим подросткам не свойственны глубокие взаимоотношения с другими людьми. Выделенный стиль коммуникативной активности характеризует подростков, отличающихся стремлением к напряженному умственному и физическому труду, высокой работоспособностью, легкостью переключения с одного вида деятельности на другой. Эти подростки нечувствительны к неудачам в общении, в процессе социального взаимодействия они проявляют уверенность в себе. Им присущи такие личностные свойства, как энергичность, доминантность, игнорирование социальных условностей, беспечность, решительность, жесткость. В ходе межличностного взаимодействия эти подростки тяготеют к властности, прямолинейности, несдержанности. В классе они имеют среднестатусную позицию. Таким образом, этот симптомокомплекс можно обозначить как «жестко-поверхностный стиль коммуникативной активности». Данный стиль обусловлен свойствами нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней индивидуальности.

Анализ фактора II позволяет утверждать, что подростки, которым присущ другой стиль коммуникативной активности, отличаются высокой потребностью поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими людьми, разнообразием внешнего выражения эмоций в общении: быстротой изменений в мимике, пантомимике, интонации голоса. Они стремятся к более глубоким взаимоотношениям с партнерами по общению как за счет изменения уже достигнутой глубины, так и за счет расширения круга лиц, с которыми поддерживаются такие отношения.

Стиль коммуникативной активности, соответствующий фактору II, характерен для подростков, отличающихся открытостью, тягой к людям, склонностью к разнообразию форм как предметной деятельности, так и социального контакта. Им свойственны свобода и плавность речи, а также быстрое восприятие чужой речи. Эти подростки сохраняют спокойствие и уверенность в себе при выполнении любого дела. Их отличает доброта, мягкосердечие, приверженность принципам и традициям, у этих подростков умеренно выражен потребность в доверии и признана со стороны окружающих, стремление к тесному сотрудничеству с pеферентной группой. Они имеют высокий учебный статус в классе. Таким образом, данный симптомокомплекс можно обозначить как «мягко-доверительный стиль коммуникативной активности». Этот стиль обусловлен психодинамическими личностными и социально-психологическими свойствами индивидуальности.

Подростки, которым присущ стиль коммуникативной активности, соответствующий фактору III, отличаются нешироким кругом контактов, эмоциональной зрелостью, способностью контролировать свои эмоции, уравновешенностью. Они консервативны, не любят перемен, им свойственны большая произвольность и осознанность поведения, нефрустрированность. В ходе межличностного взаимодействия они проявляют скромность, склонность брать на себя чужие обязанности, их отличает гиперсоциальность установок, альтруизм. Коммуникативная активность этих подростков выражается в устойчивости и постоянстве контактов с одними и теми же людьми. Вероятно, их активность направлена на выбор таких партнеров по общению, с которыми можно поддерживать стабильные контакты. Эти подростки стремятся к установлению глубоких взаимоотношений за счет увеличения числа лиц, с которыми подобные отношения возможны. Данный симптомокомплекс можно обозначить как «избирательно-устойчивый стиль коммуникативной активности». Третий стиль детерминирован психодинамическими, личностными и социально-психологическими свойствами индивидуальности.

С помощью кластерного анализа были выявлены подростки с характерными признаками каждого из трех стилей коммуникативной активности. Сравнительный анализ межуровневых связей между психодинамическими, личностными, социально-психологическими свойствами в каждой из групп показал, что они отличаются своеобразием. Таким образом, можно утверждать, что индивидуальный стиль коммуникативной активности подростка является опосредующим звеном в детерминации взаимосвязей индивидуальных свойств различных иерархических уровней.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие рекомендации для педагогов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе:

1.    Развитие коммуникативной активности подростка происходит главным образом путем роста инициативности в общении за счет самопознания. В связи с этим помощь в повышении коммуникативной активности, в становлении индивидуального стиля коммуникативной активности подростка должна быть направлена на организацию его самопознания. Процесс повышения коммуникативной активности будет успешным в том случае, когда у школьника актуализирована внутренняя готовность к самоизменениям, сформирована положительная мотивация на развитие своих коммуникативных качеств и умений.

2.    В процессе организации взаимодействия подростков друг с другом и окружающими их людьми педагогу необходимо:

  • создавать условия для нивелирования негативных тенденций в общении подростков, таких, как зависимость и несамостоятельность, подавляющих развитие инициативности в общении;
  • помогать становлению индивидуального стиля коммуникативной активности через организацию различных видов групповой деятельности;
  • совершенствовать свой педагогический такт.

Выводы

Коммуникативная активность школьников подросткового возраста — сложное психологическое образование, включающее в себя компоненты двух уровней: межличностного и операционально-динамического взаимодействия. С повышением уровня развития коммуникативной активности изменяется ее структура: устанавливаются более тесные связи между ее компонентами, т. е. она делается более целостной.

Коммуникативная активность по мере своего развития определяет своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка, т. е. выступает в качестве опосредующего звена в детерминации связей свойств разных иерархических уровней. Об этом свидетельствуют различия в характере связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, выявленные между полярными по уровню развития коммуникативной активности группами подростков; до и после формирующего эксперимента в одной и той же группе подростков.

Индивидуальный стиль коммуникативной активности это сложное многокомпонентное образование, включающее межличностное взаимодействие и операционально-динамические характеристики, направленное на установление социальных контактов, построение устойчивых взаимных отношений, т. е. активное приспособление к социальной среде.

В группе подростков с высоким уровнем развития коммуникативной активности выявлено три различных индивидуальных стиля коммуникативной активности, обусловленных симптомокомплексами разноуровневых свойств индивидуальности: жестко-поверхностный, мягко-доверительный, избирательно-устойчивый. Индивидуальные стили коммуникативной активности выполняют как приспособительную, так и системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности подростков.

Литература

  1. Бодалев А. А. Психология общения. М.; Воронеж, 1996.
  2. Волочков А. А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1999. № 5.
  3. Вяткин Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
  4. Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
  5. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические: проблемы. М., 1993.
  6. Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.
  7. Ивашов А. И., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии.1991. № 5.
  8. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьнике» // Вопросы психологии. 2000. № 4.
  9. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.
  10. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3.
  11. Крупнов А. И., Жемчугова Л. В. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1978.
  12. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М..1986.
  13. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  14. Филонов Л. Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности /Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979.
  15. Шмыков В. И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3.
  16. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии1971. № 4.

Информация об авторах

Васюра С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Удмуртский государственный университет

Метрики

Просмотров

Всего: 4439
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2466
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6