Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7846Ключевые слова 19097 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Психологические предпосылки построения основной школы в системе развивающего обучения 1010

Дусавицкий А.К., доктор психологических наук, профессор Харьковского национального университета

Аннотация

Автор анализирует школу развивающего обучения как один из важных элементов трансформации системы образования. Выявляются зоны развития на каждом из возрастных этапов и описываются новые педагогические технологии. Также в статье рассматриваются новообразования ребенка в системе развивающего обучения, вопросы педагогической компетентности учителя и создания новых учебников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования в странах бывшего Советского Союза, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развивающего обучения, демонстрирующая гибкость и продуктивность на основе обобщения предшествующего опыта.

В России и Украине сегодня практически решена проблема построения четырехлетней начальной школы в системе развивающего обучения [1]. Подготовлены новые программы и комплекты учебников по математике, украинскому и русскому языкам, с учетом психологических особенностей обучения детей 6-летнего возраста. Разработаны корректирующие развивающие игры для первоклассников, компенсирующие недостатки игровой деятельности в дошкольном периоде детства. Опыт классов развивающего обучения показывает, что дети легко входят в школьную среду, у них формируется полноценная учебная мотивация.

Стратегическая задача состоит в построении психолого-педагогической модели школы развития, где был бы реализован потенциал психического и личностного развития ребенка, заложенный в младшем школьном возрасте.

Сорок лет экспериментальных исследований позволили сформулировать важнейшее положение возрастной психологии о новой роли младшего школьного возраста в жизни современного человека. Отечественными и зарубежными психологам показано, что именно в этом возрастном периоде формируются компоненты интеллекта и личности, которые в значительной степени определяют все последующее развитие ребенка и объясняют, в частности, специфику кризиса подросткового возраста.

Определено, что зоной ближайшего развития в младшем школьное возрасте является новый тип сознания ребенка — теоретический. И если в дошкольном детстве заинтересованность предметом находила проявление в вопросе: «Что это такое?», то теперь: «Как этот предмет устроен, по каким законам существует?» Перед ребенком открывается новое по смыслу пространство познания, являющееся предпосылкой для возникновения настоящей учебной мотивации, которая имеет для ребенка личностный смысл.

Десятилетие практики развивающего обучения продемонстрировало, что разработанная на основе новой психологической теории педагогическая технология действительно позволяет в обычных классах массовой школы обеспечить зону ближайшего развития ребенка — с помощью адекватных ей содержания и методе» обучения.

Литература
  1. Дусавицкий А. К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002.
  2. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика