Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Сулейманян А.Г. Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.
Фрагмент статьи
Произвольность как способность ребенка самостоятельно строить свою деятельность в соответствии с образцом или нормой, задаваемой взрослым, является одним из важнейших условий готовности детей к школе (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. И. Гуткина, Е. О. Смирнова). По этой причине особое значение приобретает изучение психологических условий развития произвольности в дошкольном детстве, прежде всего детей 5—6 лет.
Известно, что наилучшие условия для обучения и развития дошкольников создаются
в игре. На занятиях по изобразительной деятельности популярностью пользуются игры-сказки, т. е. игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. Появление в обучении этих ситуаций связано с тем, что нужно направить внимание детей на определенные особенности изображаемых предметов и персонажей. На занятиях с детьми могут фигурировать сказочные герои: карандаши и кляксы как художники (Н. В. Дубровская), злые и добрые волшебники (О. А. Белобрыкина), самовары и чайники как живые существа (Н. А. Курочкина), разные игры-загадки типа «Волшебная птица» (Е. Л. Зеленина). В обучение изобразительной деятельности могут включаться сказочные сюжеты (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон), сказочные драматизации (В. В. Брофман), игровые задачи и игровые действия с элементами сказок (Г. Г. Григорьева).
Например, для развития мелких движений руки у старших дошкольников предлагаются различные, связанные с отождествлением себя с тем или иным персонажем, игры с приключенческими сюжетами (А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская). Другим примером организации занятий для детей 6,5 года может быть игра в волшебный город, пропуском в который служит выполнение определенного нормативного действия (Ю. А. Полуянов).
В таких играх-сказках целенаправленное действие достигается не за счет следования определенному правилу взаимодействия с другими участниками игры на основе подражания поведению взрослых, как в сюжетно-ролевых играх, а благодаря переходу в иную, «волшебную», реальность, где действиями ребенка руководит логика сказочного сюжета, нацеленная именно на выполнение определенного произвольного действия. При этом считается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного учебного задания. Однако очень мало экспериментальных данных о том, с помощью каких психологических механизмов такие игры влияют на развитие произвольности. И как следствие — остается неясной роль отдельных элементов игры, прежде всего момента вхождения в образ сказочного персонажа для развития произвольности в продуктивных видах деятельности вообще. Мы предприняли попытку восполнить этот пробел с позиции культурно-исторического подхода к анализу природы высших психических функций.
Литература
-
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. 1866—1869 гг. Т. I—III, С. 440, 412, 427.
-
Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей детских учреждений, учителей начальной школы. Новосибирск, 1993. С. 154.
-
Брофман В. В. Планы занятий по изобразительному искусству: Планы занятий по программе развития для старшей группы детского сада. М., 1992.
-
Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
-
Веселовский А. Н. Сравнительная мифология и ее метод. М., 1873. С. 215.
-
Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999.
-
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
-
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 1997.
-
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
-
Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2—4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 1992.
-
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2001.
-
Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
-
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды. Т.II. М., 1986.
-
Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001.
-
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. М., 1996.
-
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
-
Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла программ для 1—10 классов. М., 1998.
-
Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 классах. М., 1979.
-
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
-
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1984.
-
Мид М. Этнография. М., 1988.
-
Нартова-Бочавер С. К. Вступительная статья к сборнику «Сказки народов мира». М., 1991.
-
Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1998.
-
Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1999.
-
Полуянов Ю. А. Дети рисуют. М., 1988.
-
Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Л., 1928.
-
Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
-
Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.
-
Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
-
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
-
Сулейманян А. Г. Два дня в краю Камауэто // Латинская Америка. 2002. № 12.
-
Табунова Л. П., Хомякова Т. Г. Сценирование занятий для детей 5—6 лет. Пропедевтика развивающего образования. Улан-Удэ, 2003.
-
Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
-
Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
-
Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. СПб., 1999.
-
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2141
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 726
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7