Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки

726

Аннотация

В статье подробно описывается методика организации игры-сказки как метода обучения дошкольников изобразительному искусству. Автор полагает, что эффективность влияния на развитие произвольности изобразительной деятельности детей 5-6 лет зависит от возможностей дошкольников соединить в воображении существенные характеристики сказочного персонажа. В статье даются методические рекомендации по проведению игр-сказок.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Сулейманян А.Г. Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.

Фрагмент статьи

Произвольность как способность ребенка самостоятельно строить свою деятельность в соответствии с образцом или нормой, задаваемой взрослым, является одним из важнейших условий готовности детей к школе (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. И. Гуткина, Е. О. Смирнова). По этой причине особое значение приобретает изучение психологических условий развития произвольности в дошкольном детстве, прежде всего детей 5—6 лет.

Известно, что наилучшие условия для обучения и развития дошкольников создаются
в игре. На занятиях по изобразительной деятельности популярностью пользуются игры-сказки, т. е. игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. Появление в обучении этих ситуаций связано с тем, что нужно направить внимание детей на определенные особенности изображаемых предметов и персонажей. На занятиях с детьми могут фигурировать сказочные герои: карандаши и кляксы как художники (Н. В. Дубровская), злые и добрые волшебники (О. А. Белобрыкина), самовары и чайники как живые существа (Н. А. Курочкина), разные игры-загадки типа «Волшебная птица» (Е. Л. Зеленина). В обучение изобразительной деятельности могут включаться сказочные сюжеты (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон), сказочные драматизации (В. В. Брофман), игровые задачи и игровые действия с элементами сказок (Г. Г. Григорьева).

Например, для развития мелких движений руки у старших дошкольников предлагаются различные, связанные с отождествлением себя с тем или иным персонажем, игры с приключенческими сюжетами (А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская). Другим примером организации занятий для детей 6,5 года может быть игра в волшебный город, пропуском в который служит выполнение определенного нормативного действия (Ю. А. Полуянов).

В таких играх-сказках целенаправленное действие достигается не за счет следования определенному правилу взаимодействия с другими участниками игры на основе подражания поведению взрослых, как в сюжетно-ролевых играх, а благодаря переходу в иную, «волшебную», реальность, где действиями ребенка руководит логика сказочного сюжета, нацеленная именно на выполнение определенного произвольного действия. При этом считается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного учебного задания. Однако очень мало экспериментальных данных о том, с помощью каких психологических механизмов такие игры влияют на развитие произвольности. И как следствие — остается неясной роль отдельных элементов игры, прежде всего момента вхождения в образ сказочного персонажа для развития произвольности в продуктивных видах деятельности вообще. Мы предприняли попытку восполнить этот пробел с позиции культурно-исторического подхода к анализу природы высших психических функций.

Литература

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. 1866—1869 гг. Т. I—III, С. 440, 412, 427.
  2. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей детских учреждений, учителей начальной школы. Новосибирск, 1993. С. 154.
  3. Брофман В. В. Планы занятий по изобразительному искусству: Планы занятий по программе развития для старшей группы детского сада. М., 1992.
  4. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
  5. Веселовский А. Н. Сравнительная мифология и ее метод. М., 1873. С. 215.
  6. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  8. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 1997.
  9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
  10. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2—4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 1992.
  11. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2001.
  12. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
  13. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды. Т.II. М., 1986.
  14. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001.
  15. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. М., 1996.
  16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
  17. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла программ для 1—10 классов. М., 1998.
  18. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 классах. М., 1979.
  19. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
  20. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1984.
  21. Мид М. Этнография. М., 1988.
  22. Нартова-Бочавер С. К. Вступительная статья к сборнику «Сказки народов мира». М., 1991.
  23. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1998.
  24. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1999.
  25. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. М., 1988.
  26. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Л., 1928.
  27. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  28. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.
  29. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  30. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
  31. Сулейманян А. Г. Два дня в краю Камауэто // Латинская Америка. 2002. № 12.
  32. Табунова Л. П., Хомякова Т. Г. Сценирование занятий для детей 5—6 лет. Пропедевтика развивающего образования. Улан-Удэ, 2003.
  33. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
  34. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
  35. Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. СПб., 1999.
  36. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Информация об авторах

Сулейманян Андраник Грантович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: hur@mail333.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2141
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 726
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7