Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций учителя 1630

Чудновский В.Э., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Сутормина Л.И.

Аннотация

В статье обсуждается проблема специфики педагогической деятельности учителя в школе. Рассматриваются особенности влияния личностных качеств на его поведение в педагогическом конфликте. Приведены результаты исследования педагогического конфликта как фактора формирования и изменения смысложизненных ориентаций учителя.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Продуктивность работы учителя во многом определяется его успешностью в педагогическом общении [6]. А условием успешности общения, по мнению А. А. Бодалева, является развитие такой направленности личности, при которой «другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре складывающейся у него системы ценностей» [1; 6, с. 10]). Исследователи (Коломинский, В. А. Кан-Калик и др.) отмечают, что педагогическое общение включает в себя как эмоциональные, так и ценностно-ориентационные компоненты
[6, с. 53; с. 12]. Значит, общительность как свойство личности (т. е. наличие устойчивой потребности в систематическом общении с детьми) можно считать необходимым профессионально личностным качеством педагога и говорить о мотивационной готовности к педагогическому общению, когда центральное место в иерархии ценностей занимает «общение с ребенком на основании глубокого понимания его личности» [6, с. 73].

Специфика педагогического труда заключается в том, что педагог берет на себя ответственность за качество и результат межличностного общения с учениками. Взгляды, идеалы учителя не только непосредственно влияют на собственный выбор способов поведения, но и накладывают отпечаток на умы детей, формируя «менталитет» класса, что, в свою очередь, влияет на иерархию их жизненных ценностей. По мнению В. Э. Чудновского, главный профессиональный смысл учительской деятельности заключен в ее отдаленных результатах, и эта «отдаленность и делает проблему смысла жизни педагога особенно острой». «Плоды педагогической деятельности опосредованны и неоднозначны, — пишет ученый. — Необходима «проекция» сегодняшних результатов … труда учителя в отдаленное будущее. То есть профессия педагога является одной из наиболее смыслообразующих» [9, с. 83].

Но нельзя не отметить, что образовательно-воспитательная система является сложной развивающейся, а существенными характеристиками таких систем выступают конфликтность и слабая предсказуемость. Высокая напряженность педагогического труда приводит к глубоким личностным изменениям учителя (повышенной категоричности, тревожности, ригидности и другим конфликтогенным деформациям личности).

В соответствии с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей. Таким образом, поведение учителя в конфликте находится под влиянием структуры его смысложизненных ориентаций, в особенности связанных с педагогической профессией.

Литература
  1. Бодалев А. А. Смысл жизни и «акме» человека: соотношение «будничного» и «высшего» Я // Психолого-педагогические аспекты. М., 1997.
  2. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. «Психология». 1981. № 2.
  3. Грановская Р. М. Элементы практическая психология. СПб., 1997.
  4. Желтонова Ю. А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностных взаимоотношений: Дис…. канд. психол. наук. Ростов— н/Д, 2000.
  5. Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб., 1999.
  6. Лечиева М. И. Мотивационно-смысловые аспекты успешности в педагогическом общении: Дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
  7. Максимова Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2.
  8. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
  9. Чудновский В. Э. Мир психологии. 2001. № 2.
Статьи по теме

Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А., Шевцова Н.А., Моисеева Л.П.

Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090216

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика