Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке 1413

Ермакова И.В., кандидат психологических наук, начальник лаборатории «Социально-психологические проблемы образования» МГППУ, Москва, Россия, ermak@uetranet.ru
Поливанова Н.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Ривина И.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия, irinarivina@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности психологической организации учебного взаимодействия детей и учителя в сопоставлении с эмоциональным отношением школьников к учению. Используются метод экспертного наблюдения на уроке и диагностическая методика определения эмоционального состояния учащихся на уроках в школе. Экспериментальное исследование проведено в 5 школах с разными технологиями обучения. Показано, что в разных образовательных средах, характеризующихся различными типами учебного взаимодействия, эмоциональное состояние детей на уроках имеет свою специфику, что по-разному сказывается на выраженности уровня познавательной активности и комфортности учащихся в процессе урока.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одним из существенных условий развития взаимодействующих субъектов в образовательной среде является, с точки зрения В.В. Рубцова (1996), такая система организации деятельности обучающего и обучаемых, которая обеспечивала бы усвоение обобщенных способов решения классов задач и стимулировала бы полноценную ориентировку учащихся в объектах и ситуациях. Данное направление продолжается в русле изучения влияния образовательных сред на развитие детей. В рамках проблематики модернизации образования такие понятия, как «образовательная  среда»,  «мониторинг  образования», приобретают значимость в плане эффективности деятельности школы, ее развивающего потенциала.

Мониторинг в широком смысле подразумевает систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития [10]. Задачами образовательного мониторинга служат обеспечение прогнозной оценки и построение моделей управленческого процесса, ориентация на перспективные потребности социально-экономического развития, модернизация образовательных программ.

Одним из приоритетных направлений образовательного мониторинга является контроль качества образования (Федеральная программа развития образования, 2000). Чаще всего исследуется педагогический аспект этой проблемы — качество подготовки учащихся, соответствие образовательных программ госстандартам (нормативный контроль), отслеживание динамики развития учеников, классов, школ на индивидуальном, внутришкольном, муниципальном уровнях, аттестация образовательных учреждений [6; 5; 4].

Результаты мониторинга московской системы образования, проведенного в рамках программы «Столичное образование – 1», позволили высветить ряд проблем, существующих в регионе, в частности необходимость приведения в соответствие содержания образования личностно ориентированному обучению детей, обеспечение адекватного контроля качества учебного процесса, оценка нервно-психического здоровья учащихся образовательных учреждений; взаимодействие участников образовательного процесса с учетом их равноправия и равноответственности за результаты. Подчеркивается, что важнейшим фактором решения последней проблемы является психологическое обеспечение истинного субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса между собой [7].

Литература
  1. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988.
  2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2001.
  3. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М., 1997.
  4. Кричевский В. Контроль в управлении школой: мифы и реальность // Народное образование. 2001. № 3.
  5. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования // Педагогика. 2001. № 3.
  6. Ладнушкина Н. Мониторинг как аспект управленческой деятельности // Народное образование. 2001. № 6.
  7. Материалы мониторинга участников городских мероприятий 1999–2000 гг.: Сб. статей. М., 2001.
  8. Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
  9. Новые ценности образования: Сб. статей. М., 1996. Вып. 4.
  10. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Курнешова Л.Е. Маркетинговый мониторинг образования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. М., 1999.
  11. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в разных типах школ // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  12. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
  13. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Психологическое экспертное исследование организации урока как элемента образовательной среды // Психология как профессия: Ежегодник Российского Психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 3.
  14. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М., 2001.
  15. Ривина И.В., Ермакова И.В. Эмоциональное отношение школьников к учению в разных образовательных средах // Психология как профессия: Ежегодник Российского Психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 3.
  16. Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные    образовательные    среды  //  Психология  проектирования.  М., 1996.
  17. Социально-психологические проблемы образования / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 2002. Ч. 1, 2.
  18. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования. М., 2000.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика