Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблемное поле и переживания студентов 1372

Мещерякова И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ факультета психологии образования, Москва, Россия, iam_for_stud@mail.ru
Иванова А.В., педагог-психолог, центр «Перекресток», Москва, Россия, Scotland.iv@gmail.com

Аннотация

Рассматривается динамика личностного развития и специфических особенностей личности студентов в юношеском возрасте. Представлены результаты исследований наиболее характерных переживаний студентов II–III курсов, связанных со сферой общей «Я-концепции», поиском смысла жизни и бытовыми проблемами.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Студенчество (слово «студент» переводится с латыни как «усердно работающий, занимающийся») представляет собой специфическую социальную группу, которая объединяет людей, обучающихся в гражданском высшем учебном заведении с целью подготовки к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Во многих исследованиях показана противоречивость внутреннего мира, обретения самобытности и формирования индивидуальности во втором юношеском периоде, для многих совпадающем со студенческими годами [2; 8 и др.]. Не претендуя на полноту рассмотрения, отметим некоторые специфические особенности личности студента. В первую очередь можно назвать активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, социально активному самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. При этом, однако, проявляется и определенная социально-психологическая неустойчивость, вероятные причины которой усматривают в недостатке жизненного опыта, нередко приводящем к импульсивности и разбросанности, разочарованиям и пессимизму, скептицизму и нигилизму. Следующей особенностью является внутренняя противоречивость юношеского сознания, в котором категоричность оценок уживается с демонстративным скепсисом и сомнениями в обоснованности многих общественных норм, а повышенный интерес к собственной личности — со стремлением к расширению социальных связей. Именно во время учебы в вузе усиливается осознание мотивов поведения, повышается интерес к морально-этическим проблемам, вокруг которых, по некоторым данным, группируются наиболее значимые конфликты и переживания студентов [см., напр., 4]. Однако многие авторы отмечают характерные для данного возраста немотивированный риск, недостаточную антиципацию последствий своих поступков (в основе которых могут лежать не всегда достойные мотивы), сочетаемость бескорыстных жертв и полной самоотдачи со всевозможными отрицательными проявлениями [7 и др.].

Литература
  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.
  2. Багдасарьян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентаци-ях студентов // Социологические исследования. 1995. № 4.
  3. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза). Минск, 1978.
  5. Зудина А.Ю. Мотивы поступления, учебные мотивы и представления о науке у абитуриентов и студентов-психологов: Выпускная квалификационная работа. Кафедра психологии Международного университета природы, общества и человека. Дубна, 2004.
  6. Изард К. Эмоции человека. М, 1980.
  7. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990.
  8. Панкова Н.В. Социально-психологические особенности студенческого периода жизни и воспитания молодежи. Владивосток, 1998.
  9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999.
  10. Рубинштейн М.М. Юность: По дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  12. Сорокина В. Переживания и некоторые личностные особенности старшеклассников // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы III региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика