Социально-профессиональная адаптация к условиям вуза как критерий эффективности начальной профессиональной подготовки будущих специалистов-физиков в профильных физико-математических классах

490

Аннотация

Поднимается проблема эффективности начальной профессиональной подготовки (НПП) будущих специалистов-физиков в профильных колледжах. В качестве критерия эффективности НПП специалистов-физиков выбрана социально-профессиональная адаптация выпускников колледжа к условиям вуза по сравнению с выпускниками массовых школ.

Общая информация

Ключевые слова: начальная профессиональная подготовка, эмоциональная комфортность, адаптация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Гурина Р.В. Социально-профессиональная адаптация к условиям вуза как критерий эффективности начальной профессиональной подготовки будущих специалистов-физиков в профильных физико-математических классах // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 3. С. 75–81.

Полный текст

Модернизация российской системы образования предполагает широкую профи- лизацию старших классов средней школы. В связи с этим на первый план выступает проблема повышения эффективности допрофессиональной подготовки школьников в системе «школа-вуз». Ульяновский государственный университет (УлГУ) занимает активную позицию по подготовке «своего» абитуриента: ряды студентов физико-технического факультета (ФТФ) пополняются из 14 физико-математических классов при УлГУ. Академик РАО А.М. Новиков выделяет как первую ступень системы современного непрерывного профессионального образования начальную профессиональную подготовку (НПП), осуществляемую в старшем звене школы [4, с. 3]. Профилизация старшей ступени для подготовки будущих физиков играет особую роль: чтобы подготовить специалистов многих профилей, создана широкая сеть средних специальных учреждений (училища, колледжи, техникумы), однако подобной ступени для подготовки специалистов- физиков нет. Их подготовка ведется только в высшем звене - университетах и институтах. Этим упущенным средним звеном в непрерывной многоуровневой системе профессионального образования для специалистов-физиков могут служить профильные физико-математические классы (ФМК).
Целью настоящей работы является оценка эффективности начальной профессиональной подготовки будущих специалистов-физиков в профильных ФМК УлГУ. Как правило, общепризнанным критерием эффективности подготовки в профильном классе служит результативность подготовки , оцениваемая числом выпускников, поступивших в вузы. Однако для оценки качества НПП в целом одного критерия недостаточно. Вторым критерием эффективно
сти НПП специалистов-физиков выбрана социально-профессиональная адаптация (СПА) студентов-физиков - выпускников ФМК - к условиям ФТФ УлГУ по сравнению с выпускниками массовых школ. О степени СПА первокурсника к условиям вуза можно судить по уровню его эмоциональной комфортности (самочувствия) на факультете, а также по срокам СПА - промежутку времени, за который первокурсник адаптировался в учебном процессе (учебная адаптация) и студенческом коллективе (социальная адаптация).
В соответствии с целью настоящей работы было проведено анкетирование 224 студентов I - V курсов ФТФ УлГУ (генеральная совокупность респондентов), из которых 70% являлись выпускниками 14 профильных ФМК. Измерения проводились с помощью видоизмененной «полярной» шкалы самооценки [5, с. 62]. В анкетах студентам предлагались две семиуровневые шкалы, на которых надо было отметить свой уровень комфортности на сентябрь I курса и на «сегодняшний день» на факультете. Два противоположных варианта ответа - «комфорт» и «дискомфорт» - на границах шкалы задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций. Студенты I курса опрашивались дважды: 5 сентября 200l г. и в мае 2002 г. Студенты II - V курсов опрашивались один раз: им было предложено вспомнить и отметить уровень самочувствия в начале I курса и оценить его в настоящем. Результаты анкетирования представлены суммированием ответов по каждому уровню на шкале самооценки. Распределения 224 респондентов генеральной совокупности по уровням эмоциональной комфортности для первокурсников в сентябре (Х) и «на сегодняшний день» (У) представлены на рис.1.
Из рис. 1 следует: 55% поступивших на ФТФ испытывали высокий уровень комфортности (+2 и +3), около 29% чувствовали себя достаточно комфортно (+1 и 0) и 10,4% испытывали дискомфорт в той или иной степени (-1,- 2, -3) в сентябре. На «настоящее время» (май 2002 г.) из всей совокупности респондентов высокий уровень комфортности испытывали 75,4%, средний уровень - около 18% и дискомфорт - 6,8%. То, что отрицательная часть диаграммы (дискомфорт) представлена небольшой группой респондентов, а самочувствие основной массы (около 90%) находится в положительной области диаграммы, свидетельствует в пользу НПП физиков в профильных ФМК.

Для более тщательного исследования был применен кластерный анализ [2]. Кластеры (дословно с англ. - «гроздья») - это естественные группировки единиц наблюдения. Из генеральной совокупности респондентов были выделены кластеры, гомогенные по «происхождению»: кластер №1 - 56 выпускников профильных ФМК УлГУ при школе №40; кластер №2 - 42 выпускника ФМК других школ (№17, 73, 1, 63 и др.) и лицеев технического профиля; кластер №3 - 58 выпускников ФМК УлГУ школы №68; кластер № 4 - 33 выпускника других профильных классов не физико-математического направления (экономические, экологические, гуманитарные и т. д.); кластер №5(К) - выпускники обычных классов массовых школ, в том числе и сельских, или контрольная группа с числом респондентов 35. Результаты исследования уровня комфортности студентов-физиков методами Спирмена и Пирсона по кластерам показали, что сильная и очень сильная корреляционная связь между выборками Х и У обнаружена только для кластеров №1,2, 3, представленных бывшими учениками профильных ФМК: коэффициенты ранговой корреляции Спирмена rs для них равны 0,97; 0,76; 0,92, коэффициенты линейной корреляции Пирсона R равны соответственно 0,98; 0,89; 0,90. Это означает, что разница между выборками Х и У очень мала, выпускники ФМК поступают на факультет практически адаптированными и к учебному процессу, и социально. Для кластера №4 эти коэффициенты равны 0,66 и 0,73 соответственно, а для выпускников обычных классов (кластер №5) - 0,2 и -0,0117 соответственно. Отрицательный коэффициент Пирсона R означает, что при поступлении на факультет выпускники массовых школ в целом чувствовали себя даже лучше, чем «на сегодняшний день».
Дополнительное исследование в целях увеличения достоверности с помощью критерия Пирсона X2 на выявление различий в распределении признака - уровня комфортности по кластерам - обнаружило степень разрыва между контрольным кластером №5(К) и экспериментальными кластерами № 1,2, 3, 4 (рис. 2).
Критические значения критерия х2 для уровней статистической значимости р < 0,05 и р < 0,01 при числе степеней свободы v = n -1 = 6, где n - число пар данных в выборках - 7 (7 уровней комфортности), составляют: х2кр 1 = 12,59 и хкр 2 = 16,8 [6, с. 328]. Чем больше значение х2, тем существеннее расхождение между двумя сопоставляемыми распределениями - контрольным кластером и экспериментальным. Из рисунка видно, что самый большой разрыв имеется между контрольной группой и кластером №1.
Вопросы анкеты предусматривали выяснение сроков СПА студентов на факультете. Из всей генеральной совокупности респондентов смогли адаптироваться к учебному процессу : за 1 неделю — 25,5% респондентов, за 1 месяц - 36,2%, за 3 месяца - 19,2%, за 6 месяцев - 7%, за 1 год - 8%; не адаптировались «на сегодняшний день» 3,6% респондентов. В студенческом коллективе на факультете адаптировались: за 1 неделю - 37,5%; за 1 месяц - 39,3%; за 3 месяца - 13,%; за 6 месяцев - 4,9%; за 1 год - 2,7; не адаптировались «на сегодняшний день» - 1,8% респондентов. Полученные данные показывают, что социальная адаптация проходит в более короткие сроки, чем адаптация к учебному процессу. Результаты исследования сроков адаптации по кластерам корреляционными методами Спирмена и Пирсона позволяют заключить, что самые короткие сроки СПА у выпускников ФМК, из них на первом месте - выпускники ФМК школы № 40 (кластер №1); последнее место по срокам адаптации занимают выпускники обычных классов (кластер №5).

Таким образом, критериальная характеристика «социально-профессиональная адаптация» включает в себя следующие компоненты: 1) самочувствие (комфортность) студентов на факультете; 2) сроки социальной адаптации (т.е. адаптация в коллективе); 3) сроки адаптации к учебному процессу. Каждый из этих критериев имеет несколько показателей (х2, R, rs), так как измерения проводились тремя статистическими методами. Сравнение всех показателей СПА между собой позволило проранжировать кластеры по результатам адаптации: по всем показателям СПА кластер №1 занимает первое место; кластеры №2, 3 поочередно занимают второе и третье места(следовательно, они имеют при
мерно одинаковый уровень СПА и занимают второе ранговое место); кластер №4 по всем показателям (кроме одного) занимает третье место; и на последнем месте находится контрольный кластер №5 (К). Данная информация позволяет провести парное сравнение кластеров. Сущность метода состоит в том, что оценка качества чего- либо у каждого в ряду сравнения производится путем последовательного количественного сравнения с каждым из данного ряда [3]. Это количественное сравнение признаков делается следующим образом: если объекты сравнения равны между собой по исследуемому свойству (качеству), каждому дается по 1 баллу. Если один из них имеет преимущество, он получает х2 балла. При этом другой объект сравнения, который уступает по уровню проявления качества, получает ноль баллов.
В результате парного сравнения кластеров по исследуемому параметру - адаптации студентов, составляющих кластер - получена шкала сравнительных оценок, выраженная в баллах. Обработанный материал позволяет высчитать процентный ранговый показатель PR (персентиль) для каждого кластера по формуле
PR = [ (2R -1) / 2N] х 100 ,
где R - относительное ранговое место объекта; N - количество исследуемых объектов данного ряда (коллектива) [3, с. 90]. Результаты расчета представлены в таблице. Заметим, что максимально возможное значение PR для пяти объектов сравнения равно 90 (при R = 5 и N = 5), минимально возможное значение PR = 10 (при R = 1 и N = 5).
Персентиль, являющийся интегративным адаптационным показателем, позволил выделить уровни адаптации: высокий уровень кластера №1, для которого PR = 70; средний - кластеров №2 и 3 ( PR = 50); низкий - кластера №4 ( PR = 30) и очень низкий - кластера №5 ( PR = 10).
В анкетах студенты указали факторы, влияющие на адаптацию и трудности адаптации. Вживанию в новый коллектив предварительное обучение в профильном классе помогло 87% респондентов. Факторы, которые помогли им при адаптации: сокурсниками стали одноклассники - 78%; в школе работали преподаватели вуза - 57,6%; учебный процесс соответствовал вузовскому - 50,7%; отсутствовали дневники и ежедневный контроль - 28,7%; другое - 8%. При этом учащиеся в основном отмечали подготовку к усиленной работе и учебе, полученные знания, умения по решению задач, которые они приобрели в профильных ФМК.

В опроснике предлагалось отметить факторы, которые тормозили процесс СПА первокурсников на факультете. В качестве таких факторов новые формы учебного процесса назвали 53% респондентов, неумение организовать свою деятельность - 47%, отсутствие интереса к учебным предметам - 42% (к гуманитарным - 32%, к физике и математике - 10%), слабую школьную подготовку - 31%. К психологическим факторам респонденты отнесли следующие: отношение к учащимся в школе как к детям тормозит формирование ответственности и самостоятельности - 31% респондентов, 22% находят опеку со стороны классного руководителя и педагогов излишней и вредной, отсутствие самоконтроля отметили 20%, из которых 11% считают, что этому их не научили родители, а 9% утверждают, что в этом виновата школа. Слабую мотивацию выбора профессии отмечают 15% респондентов, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей за выполнением домашнего задания - 19,6%, отсутствие контроля со стороны деканата - 10,3%, новые требования преподавателей - 5,4%, другие трудности - 9,4%. В качестве таких трудностей названы отсутствие столовой, неполучение стипендии, плохая вентиляция, учеба во вторую смену, «окна» в расписании, отсутствие единых требований у преподавателей, новизна в форме и содержании отчетности по лабораторным работам, большое количество гуманитарных дисциплин, незнакомые люди, перемена места жительства, отсутствие взаимопонимания. Последним вопросом был такой: «Что стало для вас необычным и неожиданным, когда вы оказались в новом качестве студента?» Результаты опроса проиллюстрированы гистограммой на рис. 3.

Из гистограммы видно, что 29,4% респондентов ответили, что ничего необычного не ощутили. Анализ анкет показал, что все опрошенные студенты являются выпускниками ФМК, в основном школы №40. Респондент И. Ф. (IV курс), выпускник ФМК школы №4, пишет в анкете: «Не только не необычно, а ожидаемо: нас к этому готовили».
Дополнительной критериальной характеристикой НПП выбрана результативность подготовки, определяемая числом выпускников ФМК, поступивших на факультеты естественнонаучного профиля, в том числе на физические специальности. 100% выпускников ФМК УлГУ при школе №40 с 1990 по 2002 г. поступили в вузы, в том числе в вузы столицы. К примеру, 52 выпускника двух ФМК в 2001 г. стали студентами, причем 10 из них (т.е.19%) поступили в московские вузы (МГУ, МФТИ, МЭИ). Часть из них избирают путь науки. Школа № 40 г. Ульяновска 2000 г. за счет работы в ее структуре ФМК УлГУ заняла 34-е место в рейтинговой таблице 42 лучших общеобразовательных школ России [1, с. 76] и находится на первом месте в рейтинговой таблице УлГУ по числу учащихся, поступивших на ФТФ в течение последних лет.
В школе №40 - экспериментальной площадке УлГУ - используется модель эффективной НПП будущих физиков, а также созданы условия ее эффективной реализации.
К организационно-педагогическим условиям можно отнести конкурсный отбор в ФМК; наличие лаборатории физического практикума и компьютерного центра; дополнительный объем времени на изучение физики и математики по 5—6 часов в неделю сверх нормативов профильного обучения; возможность пользоваться библиотекой УлГУ; условия для использования «метода глубокого погружения»; преподаватели профилирующих дисциплин и классные руководители ФМК — преподаватели УлГУ.
Дидактические условия включают в себя: педагогическую поддержку индивидуального стиля учения школьника (учитель выступает в роли помощника и наставника);
формирование мотивации к учебной деятельности;
личностно ориентированное обучение;
формирование психологического комфорта (особой среды) в классе для эффективного учения;
использование интенсивных методов обучения (концентрированное обучение, метод опор, элементы модульно-рейтинговой системы, информационные технологии, метод проектов, структурирование знаний, деловые игры и т.д.).

Выводы

Предложена модель оценки эффективности начальной профессиональной подготовки в виде совокупности показателей и проведена их экспериментальная апробация.
Разработанная совокупность критериев и показателей эффективности НПП позволила провести экспериментальную оценку ее эффективности (мониторинг начальной профессиональной подготовки) в профильных физико-математических классах УлГУ и подтвердить наиболее высокую эффективность подготовки в школе №40 г. Ульяновска.
Для успешной адаптации выпускников ФМК в вузе необходимо в ФМК сочетать школьную методику с вузовской, изменить организацию учебного процесса в ФМК в сторону усиления вузовских форм.
Разные уровни НПП (определяющие существенный разброс в значении интегративного показателя адаптации персентиля для различных кластеров: PR = 10 - 70) создают дидактические трудности и проблемы преподавания базовых дисциплин на младших курсах ФТФ. Например, требуется учет феномена «синдрома успеха», которым страдают первокурсники — выпускники ФМК школы №40, из-за которого они «расслабляются» и перестают работать в первом семестре, что отражается на успеваемости во втором семестре и на II курсе.

Литература

  1. Воробьева И., Трушин А. Удар в sсhool // Карьера. 2001. №4.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 2-е изд., испр. М., 2002.
  3. Методы системного педагогического исследования / Под ред. проф. Н.В. Кузьминой. Л., 1980.
  4. Новиков А.М. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования // Специалист. 1998. №1.
  5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., 2001. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.
  6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.

Информация об авторах

Гурина Роза Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физических основ и методики преподавания естествознания физико-технического факультета, Ульяновский государственный университет, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1680
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 490
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1