Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода 1199

Марютина Т.М., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, Москва, Россия, T.M.Mariutina@rambler.ru

Аннотация

Рассматриваются современные подходы к изучению и систематизации индивидуально-психологических различий, проявляющихся в процессе онтогенеза. Поднимаются основные проблемы исследования индивидуализации психического развития в рамках отечественных и зарубежных школ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Возрастная психология традиционно направлена на изучение общих закономерностей развития и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Вопрос об индивидуально-типических вариантах развития и причинах индивидуализации развития, за исключением единичных работ (Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева, С.А. Изюмова), долгое время отставался значительно менее разработанным.

В последнее время, по-видимому, в связи с интенсивным развитием практической психологии возникла настоятельная необходимость изучения и систематизации индивидуально-психологических различий, проявляющихся в процессе онтогенеза и на разных его этапах. Так, например, в русле нейропсихологии возникли новые области исследований: нейропсихология индивидуальных различий [25] и дифференциальная нейропсихология детского возраста [5, 19].

Нейропсихологическим содержанием исследования индивидуальных различий в формировании психических функций в онтогенезе является изучение и описание особой типологии. Речь идет о типологии различий и изменений в структурных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов, которые возникают в связи с разными вариантами морфофункциональной организации мозга в ходе его онтогенетического формирования. При этом под разными вариантами подразумеваются, с одной стороны, нормальное развитие и, с другой, различные виды отклоняющегося (или иррегулярного) психического развития [19]. Таким образом, дифференциация детей в контексте этой типологии осуществляется главным образом по критериям отклонений от нормативного развития.

О необходимости разрабатывать новую типологию   индивидуально-психологических особенностей детей и подростков в рамках нормативного развития идет речь в контексте другого научного направления — возрастной дифференциальной психологии [8, 9]. Г.В. Бурменская, обсуждая проблемы нового направления, подчеркивает, что главной из них является определение оснований, по которым должна осуществляться систематизация индивидуально-психологических различий в разные возрастные периоды. В качестве одного из них она предлагает использовать психологические новообразования, которые возникают на разных этапах онтогенеза. Подобный подход позволяет создать возрастную типологию индивидуально-психологических особенностей на основе перечисления отдельных характеристик, например по степени сформированности произвольной регуляции психических процессов, по уровню овладения ребенком теоретическим мышлением, по эффективности учебной деятельности и т. п.

Литература
  1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
  2. Александров Ю.И. (ред.). Психофизиология. СПб., 2001.
  3. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.
  4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  5. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я Международная конференция памяти А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Аху-тиной. М., 1998.
  6. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъема и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т 1. № 1.
  7. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6.
  8. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопросы психологии. 2002. № 2.
  9. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002.
  10. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.
  11. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М., 1995.
  12. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В. и др. Генотип. Среда. Развитие. М., 2004.
  13. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
  14. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М., 1978.
  15. Лючиано М., Смит Г.А, Райт М. и др. Генетические влияния на связь времени реакции выбора и IQ: близнецовое исследование // Иностранная психология. 2001. № 14.
  16. Марютина Т.М. Роль генотипа и среды в формировании психофизиологических механизмов переработки информации: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1993.
  17. Марютина Т.М., Замахин А.Г. Природа межвозрастных связей психологических и физиологических показателей когнитивной сферы человека // Культурно-исторический подход к творчеству: Материалы IV чтений памяти Л.С. Выготского. М., 2004.
  18. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  19. Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии. 2002. № 4.
  20. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
  21. Рийсдик Ф.В., Бумсма Д. Генетическая связь между проводимостью в периферической нервной системе и интеллектом // Иностранная психология. 2001. № 14.
  22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
  23. Строганова Т.А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
  24. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997.
  25. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
  26. Baker L., Vernon P.A., Ho H. The genetic correlation between intelligence and speed of information processing // Behavior Genetics. 1991. V. 21. № 4.
  27. Bidell T.R., Fisher K.W. Between nature and nurture: the role of human agency in the epi-genesis of intelligence // Intelligence, Heredity and Environment / Ed. by R. Sternberg, E. Grigorenko. Cambridge, 1996.
  28. Brody N. Personality in Search of Individuality. N.Y., 1988.
  29. Bornstein M.H., Sigman M.D. Continuity in mental development from infancy // Child Development. 1986. V. 57.
  30. Bronfenbrenner U. Ecology of the family as a context for human development research perspectives // Developmental Psychology, 1986. V. 22. № 6.
  31. Colombo J., Fagen J. Individual Differences in Infancy: Reliability, Stability, Prediction. New Jersy, 1990.
  32. Deary I., Carryl P. Intelligence, EEG and Evoked Potentials: Biological Approaches to the Study of Human Intelligence / Ed. by P. Vernon. Norwood, N.Y., 1993.
  33. Emde R.N., Harmon.’R.Y (eds.). Continuities land Discontinuities in Development. N. Y., 1984.
  34. Plomin R., De Fries J.C., McClearn G.E., Rutter M. Behavioral Genetics. N.Y., 1997.
  35. Scarr S. Developmental theories for the 1990s: Development and individual differences //
  36. Child Development. 1992. V. 63.
  37. Scarr S., McCarmey K. How people make their own environments: A theory of genotype environment effects // Child Development. 1983. V. 54.
  38. Siegel D.J. The Developing Mind: How Relationships and the Brain Interact to Shape who We Are. N.Y., 1999.
  39. Segalowitz S. The concept of constructivism in developmental psychology and neuroscience. International Society for the Study of Behavioral Development // Newsletter. 2003. Number l. Serial № 43.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика