Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых 1357

Зеер Э.Ф., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и прикладной психологии РГППУ (Екатеринбург), Екатеринбург, Россия

Аннотация

Статья посвящена идее модернизации профессионального образования. Раскрывается методологическая установка, согласно которой компетенция обучаемых приобретает важное значение для прикладных видов труда.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из центральных идей модернизации образования является компетентност-ный подход. Тематическим ядром этой методологической установки провозглашается компетенция обучаемых [7]. Имея отчетливо выраженную практическую направленность, деятельностный характер, компетенции приобретают важное значение для прикладных видов труда, в частности ремесленного. Ремесленничество — это целостная деятельность, начинающаяся с замысла проекта и завершающаяся реализацией продукта труда. Отсюда следует проблема определения адекватной психологической теории научения. Сопоставление функциональной модели деятельности ремесленника и психологических теорий научения [2] показало, что наиболее оптимальным является саморегулируемое учение. Обоснуем это положение.

Ремесленная деятельность направлена на производство и продажу товаров, а также на предоставление услуг, необходимых для удовлетворения утилитарных потребностей граждан или хозяйствующих объектов. При этом товары являются в какой-то степени уникальными, имеют специфические черты, производятся в небольших количествах. Услуги характеризуются эстетической и общественной значимостью, предоставляются в ограниченных масштабах, с использованием специальных навыков, инструментов и средств малой механизации. К основным функциям специалистов ремесленных профессий относятся:

  • выполнение производительных видов труда (приготовление и обработка материалов с использованием специального инструмента, станков, сборочные, монтажные работы);
  • художественно-эстетическое оформление результатов работы (разработка дизайна, цветовое решение, создание композиции и др.);
  • маркетинг производимых товаров и услуг;
  • инновационная деятельность по созданию и усовершенствованию технологического процесса, улучшению качества товаров и услуг.

Успешность выполнения данных профессиональных функций ремесленника определяется наличием у него политехнических знаний, умений и навыков, обобщенных действий, составляющих основу его компетенции.

Литература
  1. Буткин Г.А., Ильясов И.И., Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии. М.: МГУ, 1979.
  2. Ительсон Л. Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения // Советская педагогика. 1973. №3. С. 83–95.
  3. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. №1.
  4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1.
  5. Самурчай Р., Рогальски Ж., Рабордель П. Развитие индивидуальной и коллективной компетенции и инструментальная деятельность в производственных ситуациях // Иностранная психология. 1996. №6.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  7. Стратегия модернизации общего образования / Под ред. А.А. Пинского. М., 2001.
  8. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентност-ный подход к образованию как необходимость // Мир образования – образование в мире. 2001. №4.
  9. Berufliche Bildung im lernender Unternehmen: neue Wege zur Beruflicher Qualifizierung. Stuttgard; Dresden, 1991.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика