Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых

1350

Аннотация

Статья посвящена идее модернизации профессионального образования. Раскрывается методологическая установка, согласно которой компетенция обучаемых приобретает важное значение для прикладных видов труда.

Общая информация

Ключевые слова: компетенция, научение, прикладные виды труда, профессиональное образование

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 3. С. 5–11.

Фрагмент статьи

Одной из центральных идей модернизации образования является компетентност-ный подход. Тематическим ядром этой методологической установки провозглашается компетенция обучаемых [7]. Имея отчетливо выраженную практическую направленность, деятельностный характер, компетенции приобретают важное значение для прикладных видов труда, в частности ремесленного. Ремесленничество — это целостная деятельность, начинающаяся с замысла проекта и завершающаяся реализацией продукта труда. Отсюда следует проблема определения адекватной психологической теории научения. Сопоставление функциональной модели деятельности ремесленника и психологических теорий научения [2] показало, что наиболее оптимальным является саморегулируемое учение. Обоснуем это положение.

Ремесленная деятельность направлена на производство и продажу товаров, а также на предоставление услуг, необходимых для удовлетворения утилитарных потребностей граждан или хозяйствующих объектов. При этом товары являются в какой-то степени уникальными, имеют специфические черты, производятся в небольших количествах. Услуги характеризуются эстетической и общественной значимостью, предоставляются в ограниченных масштабах, с использованием специальных навыков, инструментов и средств малой механизации. К основным функциям специалистов ремесленных профессий относятся:

  • выполнение производительных видов труда (приготовление и обработка материалов с использованием специального инструмента, станков, сборочные, монтажные работы);
  • художественно-эстетическое оформление результатов работы (разработка дизайна, цветовое решение, создание композиции и др.);
  • маркетинг производимых товаров и услуг;
  • инновационная деятельность по созданию и усовершенствованию технологического процесса, улучшению качества товаров и услуг.

Успешность выполнения данных профессиональных функций ремесленника определяется наличием у него политехнических знаний, умений и навыков, обобщенных действий, составляющих основу его компетенции.

Литература

  1. Буткин Г.А., Ильясов И.И., Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии. М.: МГУ, 1979.
  2. Ительсон Л. Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения // Советская педагогика. 1973. №3. С. 83–95.
  3. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. №1.
  4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1.
  5. Самурчай Р., Рогальски Ж., Рабордель П. Развитие индивидуальной и коллективной компетенции и инструментальная деятельность в производственных ситуациях // Иностранная психология. 1996. №6.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  7. Стратегия модернизации общего образования / Под ред. А.А. Пинского. М., 2001.
  8. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентност-ный подход к образованию как необходимость // Мир образования – образование в мире. 2001. №4.
  9. Berufliche Bildung im lernender Unternehmen: neue Wege zur Beruflicher Qualifizierung. Stuttgard; Dresden, 1991.

Информация об авторах

Зеер Э.Ф., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и прикладной психологии, РГППУ (Екатеринбург), Екатеринбург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2166
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1350
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3