Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19793 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Пcихологические исследования имплицитных знаний 1244

Мохова С.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Московского городского психолого-педагогического университета , Москва, Россия, Svm.consult@yandex.ru

Аннотация

Раскрывается понятие об имплицитных знаниях, широко используемое в современной когнитивной психологии. Рассматривается ряд новейших исследований, показывающих, что представления об имплицитных знаниях расширяют понимание проблемы обучения, открывают новые горизонты для исследования личности, ее структуры и самосознания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Методология исследований имплицитных знаний

Современная когнитивная психология характеризует систему знаний, которой пользуется индивид для описания своего опыта, предполагая наличие в ней двух компонентов: имплицитных, неявных, и эксплицитных, т.е. проявленных. Освещение этих двух ключевых понятий когнитивной психологии предлагается в учении М. Полани о неявном знании в рамках развития науки [2].

Придерживаясь позиций гештальтпсихологии, М. Полани различает «фокальное» восприятие и осознание вещей и «периферическое», или «инструментальное», знание, при котором отдельные элементы осознаются не сами по себе, а лишь через их вклад в постижение предмета, на котором сосредоточено внимание человека. При этом введенное им понятие «неявное знание» обозначает неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии слой человеческого опыта. Тогда как эксплицитные знания, сопровождающие «фокальное» восприятие, существуют на уровне обобщения и могут быть выражены в языке (содержание «периферического» знания остается неявным). Каждая из этих двух форм знания имеет собственную предметную отнесенность: первая задает направление деятельности субъекта, позволяет осознать ее задачи, вторая обеспечивает ее выполнение, вовлекая в этот процесс специфические свойства субъекта, его опыт и др. Она носит инструментальный характер знания как, знания-умения, что задается всей телесной организацией человека как живого существа. Примером может быть работа с использованием инструмента, во время которой ощущение от инструмента, находящегося в руке, подлежит «краевому осознанию», осознается периферически, неявно. В результате инструменты, используемые в рамках практического мастерства, становятся как бы продолжением человеческого тела, что известно в отношении владения карандашом, управления автомобилем, езды на коньках. По мнению М. Полани, то же проявляется в отношении процесса научного творчества. Овладение навыками, необходимыми для научной работы, умениями познавательной деятельности, мастерством познания, подобно использованию внешнего

инструмента, не поддается исчерпывающему описанию и выражению средствами языка. Явно выраженное, артикулированное научное знание, в частности то, которое представлено в текстах научных статей и учебников, — это лишь некоторая, находящаяся в фокусе сознания часть знания. Такое знание представлено как интерперсональное знание, оно существует в понятиях и теориях. В то же время неявное знание — личностное знание, приобретенный ученым за годы практических исследований опыт экспериментирования, классификации, диагностики, свободного владения теоретическим инструментарием, подлежит «краевому осознанию», остается неявным, не допускает полной экспликации и изложения в учебниках. По мнению М. Полани, оно передается «из рук в руки»: в совместной лабораторной работе опытного ученого и его учеников, в личных контактах исследователей.

Итак, у человека он выделяет два типа знания: явное, артикулированное, выраженное в понятиях и суждениях, и неявное, имплицитное, не артикулированное в языке и воплощенное в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве.

Литература
  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002.
  2. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
  3. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.
  4. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1997.
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2001.
  6. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб., 2003.
  7. Bem D.J., Allen A. On predicting some of the people some of the time: The search for cross-situational consistencies in behavior // Psychological Review. 1974. № 81.
  8. Bruner J.S., Tagiuri R. The perception of people // Lindzey G. (еd.). Handbook of Social Psychology. Vol. 2. Mass., 1954.
  9. Epstein S. The self-concept revisited // American Psychologist. 1973. № 28.
  10. Kelly G. The Рsychology of Рersonal Сon-structs. Vol. 1, 2. N. Y., 1955.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика