Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности 783

Гапонова С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии НГПУ (Нижний Новгород), Нижний Новгород, Россия, fpp@nnspu.ru
Павлов А.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры духовых инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Рассматривается проблема психологических условий формирования оптимального состояния музыканта во время выступления на этапе подготовки в вузе. Выявляется структура индивидуально-типологических особенностей студентов исполнительских факультетов консерватории. Предложена программа оптимизации психолого-педагогической подготовки музыканта-исполнителя к концертной деятельности путем формирования индивидуального стиля саморегуляции.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологическое состояние человека, выступающего на концертной эстраде, является интересным объектом наблюдения и изучения. За внешне невозмутимым лицом артиста часто скрывается повышенный контроль над своими эмоциями и переживаниями, борьба за стабильность выступления, желание передать слушателям свое внутреннее состояние. С одной стороны, творчество музыканта-исполнителя — это яркий, насыщенный эмоциональными перепадами, физическими и динамическими перегрузками момент, с другой — это деятельность, контролируемая как публикой, так и самим исполнителем. Таким образом, музыкант сталкивается с необычными проблемами: одновременно он должен ярко и понятно передавать свой эмоциональный внутренний мир (с его подъемами и спадами) и в то же время контролировать себя, не допускать перехлеста эмоций, потери контакта со слушателями. Замечательный пианист и педагог, профессор Московской консерватории Г.Г. Нейгауз писал, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и перед публикой играли гораздо ниже своего уровня. О том, что проблема существует, свидетельствуют неудачи и даже срывы у артистов с высоким уровнем мастерства и находящихся в хорошей исполнительской форме. Можно привести большое число примеров из истории различных конкурсов, когда яркие творческие личности проигрывали соперникам среднего класса из-за психологической неустойчивости, излишней эмоциональности и неуравновешенности. Безусловно, есть немало и противоположных примеров, когда исполнителям с высокой психологической устойчивостью удавалось провести свое выступление не только на хорошем уровне, но и с вдохновением и даже выиграть на конкурсе у более сильных соперников.

Имеются отдельные наблюдения, советы и рекомендации выдающихся исполнителей по данной проблеме. Так, Г.Г. Нейгауз отмечал, что для него почти всегда самой важной предпосылкой удачного концерта являлись предварительный отдых, бодрое, хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела [3].

Профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный артист России В.В. Сумеркин подчеркивает, что всякое публичное выступление отнимает у музыканта много физической энергии, но еще больше душевной. И нет ни одного музыканта — студента или профессионала, который бы не волновался во время выступления [5].

Литература
  1. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Определение системы показателей эмоциональной напряженности при воздействии экстремальных факторов // Проблемы системного исследования состояния напряженности человека: Труды ВНИИТЭ. Эргономика. 1986. № 32.
  2. Левочкина И.А. Психологические особенности музыкально одаренных подростков // Вопросы психологии. 1988. №4.
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры: Заметки педагога. М., 1982.
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
  5. Сумеркин В.В. Методика обучения игре на тромбоне. Л.,1982.
  6. Хэйг С. Р. Работа в оркестре // Музыкальная академия. 1995. № 2.
  7. Чайнова Л.Д. Напряженность как ведущее функциональное состояние работающего человека // Проблемы системного исследования состояния напряженности человека. М., 1986.
  8. Чирков В.И. Методы оценки психического компонента эмоционального состояния в учебной и трудовой деятельности // Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях: Сборник статей. М., 1987.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика