Реформа начального общего образования: шаг вперед или назад?

668

Аннотация

Статья посвящена обсуждению проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004) в той его части, которая касается введения «предшкольного образования» (нулевого класса) с 5-6 лет. В статье приводятся данные об особенностях развития и обучения американских детей, начинающих посещать школу с 5 лет.

Общая информация

Ключевые слова: обучение, воспитание, предшкольное образование, нулевой класс, детский сад, психическое развитие, ведущая деятельность, игровая деятельность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гуткина Н.И. Реформа начального общего образования: шаг вперед или назад? // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 5–11.

Фрагмент статьи

В проекте Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» есть параграф 5.3. «Обеспечение доступности качественного общего образования». Для повышения доступности качественного общего образования среди прочего считается необходимым рекомендовать введение «предшкольного образования» (нулевого класса). Обосновывается это следующим образом:

«Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования». <…>

В настоящее время уровень охвата детей дошкольными учреждениями составляет в среднем 59 %. При этом только 55 % детей 5-летнего возраста посещают детские сады. <…>

Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования:

«Предшкольное образование» (1 год).

Начальная школа (4 года).

Основная школа (5 лет).

Профильная   школа,  лицей,   гимназия (2 года).

…«Предшкольное образование» не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. В основе «предшкольного образования» должны лежать игровые формы и методы обучения. При этом занятия целесообразно проводить главным образом на базе сети учреждений дошкольного образования» [3, с. 32-33].

Для реализации обеспечения доступности качественного общего образования в Проекте реформы образования считается необходимым среди прочего: «... апробировать различные модели организации общего образования с учетом введения «предшкольного образования» детей с 5-6 лет» [3, с. 34]

Попробуем разобраться в том, что нам предлагают реформаторы.

<...>

Литература

  1. Бодрова ЕВ. Педагогическая диагностика в дошкольных учреждениях США // Психолого-педагогическая диагностика в образовании: Опыт гуманитарной экспертизы. М., 2003.
  2. Бурлакова И.А., Смирнова Е.О. Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. 2003. №4.
  3. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: Проект. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2004.

Информация об авторах

Гуткина Нина Иосифовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе», ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, старший научный сотрудник Психологического института РАО, Москва, Россия, e-mail: n-gootkina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3059
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 668
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1