Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков 3626

Фомичева Л.Ф., аспирантка МГППУ, педагог-психолог ГОУ СОШ № 537., Москва, Россия

Аннотация

Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы выявить соотношение между представлениями об отношениях с родителями, характером образа родителей и «Образа-Я» подростков. В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте от 11 до 14 лет и их матери, т. е. 30 пар «мать – ребенок». Представления о родителях (образ матери и отца) изучались с помощью следующих методик: модифицированного варианта теста 20 утверждений М. Куна, беседы-описания родителей в предложенных обстоятельствах. Для исследования «Образа-Я» подростков использовались модифицированный вариант теста 20 утверждений М. Куна, стандартизированные самоотчеты (шкала детской «Я-концепции» Пирса–Харриса). Особенности представлений об отношениях с родителями выявляли с помощью следующих методик: опросника «Взаимодействие «родитель – ребенок» (ВРР – симметричный вариант), структурированного интервью, разработанного нами для определения превалирующих типов взаимоотношений членов семьи и позиций по отношению друг к другу. Было установлено, что подростки, имеющие благоприятные отношения с родителями, обладают дифференцированными, эмоционально насыщенными и объемными представлениями о своих родителях. Подростки, имеющие неблагоприятные, конфликтные отношения с родителями, обладают недифференцированными, уплощенными представлениями о своих родителях. Эти данные подтверждают предположение о существовании определенного соотношения между характером образа родителей (матери и отца) со стороны их эмоциональной насыщенности, содержательной полноты и «многомерности» и представленностью отношений с ними у подростков (со стороны их конфликтности, деструктивности и т. п.).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Постоянство возникающих конфликтов подростков с родителями заставляет снова и снова возвращаться к изучению специфики отношений с окружающими в подростковом возрасте. Последние годы отмечены интересными отечественными исследованиями, обращенными к проблеме восприятия подростками их отношений с родителями (О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Л.И. Вассерман, Е.Е. Ромицына), в первую очередь к проблеме восприятия подростками родительских позиций и возрастным аспектам детско-родительских отношений. Однако представления подростков об отношениях с родителями в преломлении через образ родителей как личностей (может быть, точнее — «человеческий» образ) и «Образ-Я» подростка, эмоциональный ракурс этих представлений остаются малоизученными.

Исследование и было направлено на выявление соотношения между представлениями подростков об отношениях с родителями, характером образа родителей (матери и отца) и «Образа-Я» подростка.

Образ как результат межличностного восприятия выполняет не только осведомительную, но и регулятивную функцию [5, 10]. Образы определяют стиль и характер взаимодействия, ориентируют в ситуации общения и способствуют выбору средств воздействия на человека.

Литература
  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1997.
  3. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка. СПб., 2004.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  7. Келли Дж. Теория личности. СПб., 2000.
  8. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1968.
  9. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. 1999.
  10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  11. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.
  12. Психология подростка: Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003.
  13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
  14. Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Психология конфликта: Хрестоматия / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб., 2001.
  15. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  16. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика