Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ориентировочная основа чтения как действия 1174

Сильченкова Л.С., кандидат педагогических наук, доцент факультета начальных классов, кафедра русского языка и методики его преподавания МПГУ, Москва, Россия, lui-sil@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования механизма чтения. Предпринята попытка описать становление ориентировочной основы действия чтения. Последовательно проводится мысль о различии единиц устной и письменной речи в теории и практике формирования действия чтения. Ориентировочной основой чтения как действия могут быть только единицы графической системы языка, употребленные в конкретном тексте в соответствии с законами графики того или иного языка. В статье показано различие фонологии и графики русского и немецкого языков. Ориентировочная основа действия чтения русского текста построена на принципах русской графики: фонематическом позиционном, слоговом позиционном, фонематическом. Точное описание принципов русской графики является полной ориентировочной основой действия чтения, которая пока слабо представлена в современных учебниках по обучению грамоте.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблеме формирования навыка чтения посвящено немало научных психологических и методических работ. Предмет изучения довольно сложен, о чем свидетельствуют более чем скромные успехи современной практики обучения детей чтению, несмотря на обилие концепций, учебников, дополнительного дидактического материала, разного рода вспомогательных пособий.

Процесс чтения неоднороден. Нам хотелось бы остановиться на начальной стадии этого процесса — на действии чтения. Иногда его еще называют формальным чтением [8], механизмом чтения, первоначальным навыком чтения [3]. К сожалению, описание структуры этого действия в научно-методической литературе встречается не часто. Мы находим более или менее подробные описания чтения как операции, т. е. уже в той или иной мере сложившегося навыка, которым пользуются в разнообразной читательской деятельности. В учебной и методической литературе часто дается ссылка на довольно известные психологические работы [6], в которых по большей части описывается физиолого-психо-логическая сторона навыка чтения: как движется глаз по строке, сравнивается чтение опытного чтеца и начинающего, указывается количество фиксаций и регрессий у читающего, объясняется, для чего нужны регрессии и фиксации. Во время фиксаций, например, происходит понимание смысла читаемого.

Приобретение навыка чтения — процесс неоднородный. В своем формировании он проходит ряд стадий: сначала это действие с присущей ему структурой, затем действие превращается в операцию. Чтением называется более сложная деятельность —чтение учебных и художественных текстов, газет, писем и т. д. Совершенно очевидно, что физиолого-психологические характеристики приступившего к обучению чтению существенно отличаются от физиолого-психологических характеристик уже овладевшего формальным чтением. Так, только что начавший обучаться действию чтения ребенок вряд ли совершает фиксации, чтобы понять смысл только что прочитанного, потому что это прочитанное равняется нескольким буквам слова, которые напрямую со смыслом не связаны. Часто в букваре или азбуке читается только что произнесенное слово, смысл которого уже известен. Но фиксации и регрессии у начинающего читать есть. Однако это другие фиксации и другие регрессии. Смысл их принципиально иной.

Литература
  1. Амирова Т.А. К истории и теории графемики. М., 1977.
  2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 2003.
  3. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. 3-е изд. М., 1988.
  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  6. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. 2-е изд., перераб. М., 1953.
  7. Кушнир А. Азбука чтения // Школьные технологии. 1996. № 1–2.
  8. Леонтьев А.А. Психология обучения чтению // Начальная школа: плюс–минус. 1999. № 10.
  9. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс–минус. 2001. №1.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1982.
  11. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. 2-е изд., М., 1991.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика