Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Переживание подростками «чувства взрослости» 3095

Новгородцева А.П., кандидат психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, irsana@list.ru

Аннотация

Изучение «чувства взрослости» – одного из центральных новообразований личности подросткового периода – раскрывается главным образом со стороны внешних его проявлений. Классическое определение «чувства взрослости» заключается в стремлении подростка подражать взрослым. Авторы, изучавшие феноменологию «чувства взрослости» (Д.Б. Эльконин, Т.В. Дра-гунова и др.), неизменно подчеркивали внутреннюю неопределенность этого чувства. В статье ставятся задачи: 1) рассмотреть генезис «чувства взрослости» – проанализировать противоречия в возрастном развитии и особенности социальной ситуации развития, побуждающие его возникновение; 2) выявить взаимосвязь «чувства взрослости» с другими психологическими образованиями подросткового периода; 3) раскрыть содержание переживаний подростками «чувства взрослости»; 4) определить ориентиры работы психолога в разрешении внутренних и внешних конфликтов подросткового возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Представление о подростковом возрасте как о наиболее сложном возрастном периоде вызвано теми эмоционально напряженными отношениями, которые возникают в общении с подростками и испытываются самими подростками и окружающими их взрослыми. Отдаление подростков от взрослых (родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение подростков – все это позволяет считать подростковый, переходный возраст наиболее трудным периодом становления личности. Опыт работы в качестве практического психолога помог определенным образом осмыслить содержание некоторых аспектов внутреннего мира подростка, особенностей его переживаний и взаимоотношений с окружающим миром и соотнести их с представлениями о развитии личности в переходный период, которые сложились на сегодняшний день в психологической науке.

Наиболее часто обсуждается вопрос: являются ли кризисы подросткового возраста неизбежными? И если кризисные состояния неизбежны, то возможно ли предотвратить трансформацию внутренних конфликтов во внешние? [4, 7, 8, 10, 13.]. Выводы исследователей сводятся к тому, что причины развития внутриличностных конфликтов подросткового возраста и, как следствие, внешних конфликтов следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. В качестве таких главных личностных новообразований, направляющих развитие личности подростка, как известно, выделяют понятийный характер мышления, развитие сознания на уровне самосознания, развитие «чувства взрослости» [1–14].

<...>

Литература
  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.1. М., 1982.
  3. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // 0 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  4. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М.,1997.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.
  7. Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание: подростковая депрессивность. М., 2004.
  8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
  10. Психологические особенности самодеятельных подростковых и юношеских групп / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.
  11. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003.
  12. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  13. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
  14. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте// Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика