Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения 1109

Каминская М.В., доктор психологических наук, заместитель начальника управления образования администрации г.Иванова, профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье ставится вопрос о роли социальной ориентации учебного действия ученика на действие взрослого. Обсуждается специфика ситуации действия учителя совместно с учеником. Опираясь на предметное содержание ситуации совместности «учитель – ученик», автор дает критическую оценку технологически полагаемому сотрудничеству учителя и ученика. В статье, которая написана по итогам докторского исследования автора, предлагается система учительских средств перенастройки и смены способов ориентировки и смысловой проработки учебных действий ученика в ходе решения учебных задач. Рассматриваются принципы содержательного встраивания педагогической деятельности в общую учебную деятельность учителя и ученика и те психологические эффекты развития, которые связаны с решением проблемы совместной деятельности учителя и ученика в практике развивающего образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В теории учебной деятельности содержательная сторона действий ученика описывается как имеющая одновременно две ориентации: целевую — на реальные предметные условия осуществления деятельности и социальную — на другого. Ориентация на другого-сверстника нашла отражение в работах А.К. Дусавицкого, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и других [8, 20, 22, 28, 29]. Но, по мнению В.В. Давыдова, изначально именно взрослый, а не сверстник обращает ребенка к «использованию средств» деятельности, «позволяющих управлять своим поведением» [4].

Д.Б. Эльконин ставил проблему двойной ориентации развитого человеческого действия и подчеркивал, что «ориентация на материально-предметные условия подчинена ориентации на действия другого» [35, с. 518]. В дальнейшем она вылилась в научный спор о проблеме соотношения коммуникации и предметного действия: Г.П. Щедровицкий в своей теории деятельности [31] исходил из примата коммуникации над предметной деятельностью, а В.В. Давыдов [6, 7], наоборот, — из главенства предметного действия над коммуникацией. Мы полагаем, речь должна идти не о приоритетности, а о разной предметности одной целостности — о зависимости возникновения предметности осваиваемого действия (во всей ее подлинности) от построения другой предметности — предметности осмысления и организации собственного действия.

Предметностью учебной задачи для ученика традиционно считается предметность в контексте ее освоения — преодоление ситуации неопределенности системного компонента знания, т. е. новый теоретически выстроенный и практически проверенный общий способ предметного действия.

Литература
  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: Введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 2004.
  2. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. №4.
  3. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 2000.
  4. Давыдов В.В. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики // Деятельностная теория мышления. М., 2005.
  5. Давыдов В.В. Структура мыслительного акта // Деятельностная теория мышления. М., 2005.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение // Давыдов В.В. Последние выступления. Рига, 1998.
  8. Дусавицкий А.К. Социально-психологическая характеристика акта коллективно-распределенной учебной деятельности // Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
  9. Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. №3.
  10. Каминская М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего образования: Дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук, 2005.
  11. Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен // Что значит знать? М., 1999.
  12. Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании // Что значит знать? М.,1999.
  13. Ксензова Г.Ю. На пути к развивающему обучению // Открытая школа. 2003. №4.
  14. Кудрявцев В.Т., Хаккарайнен П., Уразалиева Г.К. Коперниковская революция в психолого-педагогическом мышлении и ее методологический контекст // Известия РАО. 2000. №2.
  15. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека // Мышление в науке и учебной деятельности. М.; Воронеж, 2004.
  16. Нуждин Г.А. Сознание и его структуры // Что значит знать? М., 1999.
  17. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. 1998. №3–4.
  18. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
  19. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
  20. Рубцов В.В. Социальное взаимодействие и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. №1.
  21. Рубцов В.В. Экспериментальная психология учебных взаимодействий // Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.,1995.
  23. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993.
  24. Стрижова Е.В. Оценка динамики психического развития учащихся в «Школе развития личности» (1995–1999) // Материалы IV городских педагогических чтений «Школа развития личности». Иваново, 1999.
  25. Ухтомский А.А. Пути в незнаемое. М., 1973.
  26. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
  27. Хозиев В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. №1.
  28. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  29. Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. 2004. №1.
  30. Чудинова Е.В. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка // Вопросы психологии. 2005. №4.
  31. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
  32. Щедровицкий П.Г. Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига; Москва, 1999.
  33. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  34. Эльконин Б.Д. Основания экспериментальной и прикладной психологии развития // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Рига; М.,1999.
  35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика