> Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения - Психологическая наука и образование - 2006. № 3
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6473Ключевые слова 15008 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения 406

Дьячкова Е.С., аспирант кафедры общей психологии Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина., Россия
Хватова М.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии, заместитель директора по научной работе Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Россия, g_khvatov@mail.ru

Аннотация

Основу статьи составляют результаты исследования динамики психологических особенностей студентов разных специальностей в процессе обучения. В качестве модели различных средовых условий обучения, отличающихся по уровню информационной нагрузки и двигательной активности, были выбраны две специальности – физика и физическая культура. Показано, что средовые условия обучения влияют на формирование особенностей личности и поведение. Эти особенности наиболее выражены на IV курсе. Выявлены характерные индивидуально-психологические особенности студентов разных курсов и профилей обучения. Установлено, что неблагоприятные психологические состояния, характерные для студентов-физиков, и ряд личностных особенностей влекут за собой повышение уровня невротизации, что является признаком дезадаптации и риском для здоровья. Полученные результаты позволяют учитывать их при организации мероприятий по преодолению психической дезадаптации, психосоматических нарушений и здоровьесберегающему сопровождению учебного процесса вузов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Взаимодействие в системе «человек–природа», или — в более узком смысле — «индивид–среда», входит в круг задач экопсихологических исследований. Психология среды, как одно из проблемных направлений экопсихологии, занимается изучением взаимосвязей между психикой, поведением человека и различными переменными среды, причем среды самой разнообразной – пространственной, семейной, информационной, образовательной. В современной России каждый из указанных видов среды отличается своими особенностями, главной из которых является нестабильность, вызываемая общим кризисом социально-экономических и человеческих отношений [13]. Образовательная среда также переживает кризис, что обусловливает необходимость проведения реформ системы образования в России. Все это повышает научный интерес к образовательной среде как таковой, как фактору, условию или объекту исследования.

Представленные в литературе данные отчетливо демонстрируют, что знание закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой (в нашем случае образовательной) предполагает возможность прогноза (например, психологических свойств) и построения предикторов (онтогенетических, профессиональных, клинических). Так, в контексте психологии окружающей среды, изучающей взаимосвязи между различными переменными среды и психики, поведением человека, прогнозируемые эффекты могут быть связаны с оптимизацией условий психической деятельности человека. Научно-практическое значение имеет как определение круга факторов (в том числе и средовых), которые участвуют в формировании того или иного психологического феномена, так и оценка сравнительного вклада этих факторов в прогнозируемые эффекты [10].

Понятие образовательной среды, ее компонентов, возможности оценки являются предметом изучения современной экологической психологии. Под образовательной средой понимают педагогически организованную систему условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечит активную позицию учащихся в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие [14].

Литература
  1. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие: Пер. с англ. / Под ред. проф. Е.А. Климова. М., 2003.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.,1988.
  3. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высшее образование в России. 1996. №2.
  4. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2.
  5. Васильева И.А., Осипова Е.М. Психологические аспекты применения информационных технологий // Биологические науки. 1998. №5.
  6. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.
  7. Зараковский Г.М., Зацарный Н.Н. Особенности личностной составляющей психофизиологического потенциала различных социопрофессиональных групп // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 2.
  8. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.
  9. Лукьянов В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. 1996. №9.
  10. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. Экопсихологические предикторы // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
  11. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М., 1998.
  12. Пальцев М.А. Образование и здоровье студентов // Высшее образование сегодня. 2002. №11.
  13. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
  14. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. №4.
  15. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. СПБ., 1999.
  16. Семикин Г.И. Комплексное валеологическое сопровождение учебного процесса: Технология и система «Валео-МГТУ» для обеспечения скрининга и мониторинга медико-социального благополучия учащихся и сотрудников в вузе // Валеология. 2002. №4.
  17. Хватова М.В., Юрьева Т.В. Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор психосоматического здоровья студентов // Валеология. 2003. №2.
  18. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье// Вопросы психологии. 1999. №2.
  19. Eaton J.W., Weil R.J. Culture and Mental Disorders. Glencoe, 1955.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика