Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование влияния ситуационных факторов на эмоциональное предвосхищение у детей дошкольного возраста при решении познавательных заданий 901

Подзорова Е.Л., педагог-психолог, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, elena7772@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования ситуационных влияний на поведение ребенка, его ориентацию на определенные ситуационные факторы при решении познавательных заданий. На основании анализа литературы и данных экспериментального исследования показано, что в случае эмоциональной насыщенности ситуации создается ее эмоциональный образ, причем в этот образ включаются элементы, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует («незнакомый предмет»). Возникающий целостный эмоциональный образ действует предвосхищающе на поведение ребенка. Кроме того, такое предвосхищающее воздействие оказывают и отдельные элементы ситуации, входящие в этот эмоциональный образ. Эксперимент проводился с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов. В результате была выявлена возрастная динамика предвосхищающего действия эмоционального образа ситуации, в которой ребенок осуществлял выбор и решение познавательных задач. Исследование позволяет расширить представления о связи эмоций, мотивации и поведения детей дошкольного возраста и их обусловленности ситуационными факторами.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Предвосхищение как психологическая категория

Проблема возможности предвосхищения собственных действий занимала многих именитых психологов. Они заложили фундамент данной проблемы в психологии. К таким исследованиям можно отнести как отечественных (А.В. Запорожец, А.Б. Брушлинский, И.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Богоявленская, С.Я. Чернавский, Л.Л. Гурова и др.), так и зарубежных (О. Зельц, Э. Клапаред, В. Вундт, Дж. Брунер, У. Найссер и др.) ученых. Предвосхищение, отличающееся образным характером, интересовало исследователей в основном в связи с проблемами развития мышления как процесса и как деятельности (мыслительная деятельность, или деятельность, направленная на решение мыслительных, познавательных задач). Несмотря на многообразие позиций и подходов к проблеме предвосхищающего образа, выделяется два содержательных аспекта в определении этого понятия [5]: согласно первому предвосхищение — это способность человека представить результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность «увидеть» способ решения проблемы до того, как она реально будет решена (А.Б. Брушлинский). Второй аспект заключается в том, что образ предвосхищения связывается со способностью организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Данная способность обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин), образа потребного будущего (Н.А. Бернштейн).

Литература
  1. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  2. Венгер Л.А. Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1996.
  3. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. Развитие произвольных движений. М., 1986.
  5. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.
  7. Рябова Т.В., Менделевич В.Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых // Вопросы психологии 2002. №1.
  8. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1999. №3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика