Особенности образа мира у одаренных подростков

1562

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме изучения представлений подростков о мире, других людях и о себе, имеющей прямое отношение к рассмотрению вопросов становления самосознания личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей образа мира у современных одаренных подростков. Этот сложный объект изучался с разных сторон на основе применения вербальной и невербальной методик. Показано, что одаренные подростки отличаются от остальных подростков своими представлениями о мире, других людях и самих себе. В этом возрасте происходят качественные изменения образа мира. К концу подросткового периода своеобразие образа мира у одаренных подростков становится более выраженным, различия между одаренными подростками и их сверстниками возрастают. Полученные данные позволяют понять особенности развития самосознания одаренных детей.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, одаренность, образ мира, одаренный подросток

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Богпомочева О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 4. С. 5–22.

Фрагмент статьи

Понятие образа мира охватывает настолько обширную область психической жизни человека, что со времени его появления многие вопросы, касающиеся различных аспектов природы и функционирования этого, в определенном смысле, всеобъемлющего феномена, пока еще не решены, а другие даже не поставлены.

Понятие «образ мира» встречается в ряде работ зарубежных психологов, среди которых в первую очередь следует назвать основателя   аналитической   психологии

К.Г. Юнга. В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может всё время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль придают образу мира новые очертания.

Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [7].

В работах Е. Ю. Артемьевой образ мира понимается как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью» [2]. С позиции современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [12]. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой.

Проблема образа мира является центральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Раскрывая понятие образа мира как систему представлений, как картину мира, С.Д. Смирнов определяет его характерные черты, среди которых выделяет целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Кроме того, для образа мира характерно чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира — «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

Образ мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, т. е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно. Сформированный на стихийном уровне образ мира в любом случае становится стартом для формирования его обогащенного содержания, которое обеспечивает переход ребенка в зону ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддъяков) развития.

Полный текст

Понятие образа мира охватывает настолько обширную область психической жизни человека, что со времени его появления многие вопросы, касающиеся различных аспектов природы и функционирования этого, в определенном смысле, всеобъемлющего феномена, пока еще не решены, а другие даже не поставлены.

Понятие «образ мира» встречается в ряде работ зарубежных психологов, среди которых в первую очередь следует назвать основателя   аналитической   психологии

К.Г. Юнга. В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может всё время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль придают образу мира новые очертания.
К.Г. Юнга. В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может всё время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль придают образу мира новые очертания.

Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [7].

В работах Е. Ю. Артемьевой образ мира понимается как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью» [2]. С позиции современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [12]. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой.

Проблема образа мира является центральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Раскрывая понятие образа мира как систему представлений, как картину мира, С.Д. Смирнов определяет его характерные черты, среди которых выделяет целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Кроме того, для образа мира характерно чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира — «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

Образ мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую

роль по отношению к дальнейшим действиям, т. е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно. Сформированный на стихийном уровне образ мира в любом случае становится стартом для формирования его обогащенного содержания, которое обеспечивает переход ребенка в зону ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддъяков) развития.

Проблема образа мира является центральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Раскрывая понятие образа мира как систему представлений, как картину мира, С.Д. Смирнов определяет его характерные черты, среди которых выделяет целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого

восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира — «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

Проблема образа мира является центральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Раскрывая понятие

образа мира как систему представлений, как картину мира, С.Д. Смирнов определяет его характерные черты, среди которых выделяет целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Кроме того, для образа мира характерно чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира — «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

Проблема образа мира является центральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Раскрывая понятие образа мира как систему представлений, как картину мира, С.Д. Смирнов определяет его характерные черты, среди которых выделяет целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Кроме того, для образа мира характерно чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира — «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

  1. подтверждение своей адекватности миру
  2. подтверждение своей адекватности миру
  3. подтверждение своей адекватности миру

Литература

  1. Аксёнова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург, 2000.
    Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  2. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
  3. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М., 2002.
  4. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  5. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М., 1990.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
    Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003 (Серия «Психологи Отечества»). Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
  7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
  8. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.; Воронеж, 2003.
  9. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985.
  10. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М; Воронеж, 2005.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.; Воронеж, 2005. Т. 1.
  12. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3.
  13. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.; Воронеж, 2004.

Информация об авторах

Богпомочева Оксана Анатольевна, учитель гимназии № 12, Россия, e-mail: bogpomo4eva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3365
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1562
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2