Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности образа мира у одаренных подростков 1605

Богпомочева О.А., учитель гимназии № 12, Россия, bogpomo4eva@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме изучения представлений подростков о мире, других людях и о себе, имеющей прямое отношение к рассмотрению вопросов становления самосознания личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей образа мира у современных одаренных подростков. Этот сложный объект изучался с разных сторон на основе применения вербальной и невербальной методик. Показано, что одаренные подростки отличаются от остальных подростков своими представлениями о мире, других людях и самих себе. В этом возрасте происходят качественные изменения образа мира. К концу подросткового периода своеобразие образа мира у одаренных подростков становится более выраженным, различия между одаренными подростками и их сверстниками возрастают. Полученные данные позволяют понять особенности развития самосознания одаренных детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понятие образа мира охватывает настолько обширную область психической жизни человека, что со времени его появления многие вопросы, касающиеся различных аспектов природы и функционирования этого, в определенном смысле, всеобъемлющего феномена, пока еще не решены, а другие даже не поставлены.

Понятие «образ мира» встречается в ряде работ зарубежных психологов, среди которых в первую очередь следует назвать основателя   аналитической   психологии

К.Г. Юнга. В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может всё время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль придают образу мира новые очертания.

Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [7].

В работах Е. Ю. Артемьевой образ мира понимается как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью» [2]. С позиции современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [12]. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой.

Проблема образа мира является центральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Раскрывая понятие образа мира как систему представлений, как картину мира, С.Д. Смирнов определяет его характерные черты, среди которых выделяет целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Кроме того, для образа мира характерно чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира — «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

Образ мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, т. е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно. Сформированный на стихийном уровне образ мира в любом случае становится стартом для формирования его обогащенного содержания, которое обеспечивает переход ребенка в зону ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддъяков) развития.

Литература
  1. Аксёнова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург, 2000.
    Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  2. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
  3. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М., 2002.
  4. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  5. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М., 1990.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
    Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003 (Серия «Психологи Отечества»). Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
  7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
  8. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.; Воронеж, 2003.
  9. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985.
  10. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М; Воронеж, 2005.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.; Воронеж, 2005. Т. 1.
  12. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3.
  13. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.; Воронеж, 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика