Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков 1348

Божович Е.Д., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт им. Л.Г.Щукиной Российской академии образования, Москва, Россия, elenabozhovich@inbox.ru

Аннотация

В статье излагаются результаты экспериментального исследования связей между стратегиями поведения подростков в конфликтных ситуациях и степенью их внутренней конфликтности. Стратегии поведения в ситуациях конфликта выявлялись по методике К.Томаса, мера внутренней конфликтности - по методике С. Р. Пантелеева. Вопреки распространенному мнению о внутренней конфликтности как источнике внешней, установлено, что они связаны на статистически значимом уровне только при высокой степени острой внутренней конфликтности, вызывающей поведение непримиримого соперничества. Средняя и даже средне высокая степень ее не мешает подростку выбирать более гибкие стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Мы исходили из предположения о том, что между наличием неразрешенных внутриличностных конфликтов и выраженной поведенческой конфликтностью человека в отношениях с окружающими может быть определенная связь. Она, вероятно, должна с наибольшей отчетливостью проявляться в подростковом возрасте, когда кризис психического развития порождает внутриличностные конфликты, а механизмы рефлексии и управления собственным поведением и переживанием еще не сформировались в достаточной степени, что обусловливает «выход» внутренней конфликтности вовне. Поэтому межличностные конфликты, вероятно, характерны для подростков с внутриличностной конфликтностью. Прежде чем обратиться к методам проверки этой гипотезы и полученным данным, кратко остановимся на понятии конфликта, его структуре и имеющихся классификациях. ...

... Методика позволяет выделить преобладающую у подростка стратегию поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет 5 основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Каждую из этих стратегий характеризует определенный стиль поведения. Для соперничества характерны активная борьба за свои интересы, стремление субъекта к достижению цели любыми средствами – с помощью власти, принуждения, давления на оппонентов, использования зависимости других участников от него.

Ситуация воспринимается подростком как победа или поражение, что предполагает жесткую позицию и непримиримый антагонизм к другим. Эта неконструктивная стратегия поведения, вероятно, и свойственна так называемой «конфликтной личности». При сотрудничестве человек участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Это наиболее конструктивный стиль поведения, преобладание которого, в сочетании с компромиссом, свидетельствует о высоком уровне развития личности. ...

Литература
  1. Бабасов В.М. Конфликтология. Минск: Тетра-Систем, 2000.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.
  3. Божович Л. И. Хрестоматия по возрастной психологии // Этапы развития личности в онтогенезе / Сост. О.А Карабанова. М.: Российское психологическое общество, 1995.
  4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979.
  5. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.
  6. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского и М.И. Лисиной. Минск, 1985.
  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001.
  8. Грешнев Д.В. К пониманию психологии внутриличностных конфликтов. Тамбов, 2001.
  9. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972, № 2.
  10. Заиченко Н.У. Психология конфликтов. Ч.1. Психологические аспекты и возможности разрешения внутриличностных конфликтов. М.: МГУПС, 2000.
  11. Левин К. Типы конфликтов // Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина СПб., 2001.
  12. Лозоцева В.Н. Вместе с друзьями // В часы досуга. М., 1972.
  13. Лозоцева В.Н. Особенности отношения
    подростка к сверстнику как образцу. Автореферат … канд. дисс. М., 1978.
  14. Митина Л.М. Психология конкурентоспособной личности. М.–Воронеж, 2002.
  15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  16. Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. М., 1972.
  17. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
  18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М.: Стиль, 2000.
  19. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М.: 1980.
  20. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
  21. Фельдштейн Д.И. Конфликты в условиях школы // Психология взросления. М., 1999.
  22. Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости личности и ее формировании у подростка. М., 1979.
  23. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1997.
  24. Якутина О.И. Конфликтология. М., 2000.
  25. Thomas K.W., Killmann R.H. Thomas Killmann Conflict mode instrument. XICOM, 1990.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика