Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Индивидуальные различия образов воображения у субъектов с различной латерализацией слухоречевых функций 815

Ефимова О.С., старший преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, Москва, Россия, kovi-vladimir@mail.ru

Аннотация

В статье представлены данные об идивидуальных различиях в образах воображения у субъектов с различной латерализацией слухоречевых функций, которые открывают перспективу проведения дальнейших исследований. Особый интерес представляет изучение когнитивных стилей в создании нового образа воображения у субъектов с различной латерализацией слухоречевых функций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Исследования особенностей воображения в контексте проблемы функциональной межполушарной асимметрии оставалось открытым отчасти потому, что воображение, являясь самостоятельным психическим процессом, на фоне других остается самым малоизученным объектом в когнитивной психологии. Его латерализация, соотношение с человеческим мозгом ставит больше вопросов, чем дает ответы.

В настоящее время делаются только попытки его изучения в разных областях психологического знания, в связи с этим возникает вопрос – как изучать? Как изучить и выявить особенности воображения в контексте данной проблемы?

Нам представилось важным использование зрительных стимулов – образов, эталонов, которые могут служить опорой для изучения образа воображения, так как в процессе построения нового образа субъект использует исходный образ (образы) (С.Л. Фатеев, 1996). Сравнение картинок из стимульного материала и созданные на этой основе образы воображения испытуемыми помогли решить поставленные задачи.

Итак, для изучения индивидуальных особенностей в создании нового образа воображения у субъектов с различной представленностью слухоречевых функций была разработана методика, для которой в качестве стимульного материала подобраны образы разного содержания: знаки, символы, абстракции, сюжеты, предметы. Их количества (42 картинки) было достаточно, чтобы испытуемые имели большой материал для работы воображения.

Испытуемых (каждому индивидуально) раздавался лист с картинками и предлагалась следующая инструкция ...

Литература
  1. Александров А. Е., Александрова Н. Ш. К проблеме организации зрительного гнозиса // Вторая международная конференция, посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. М., 2002.
  2. Гасимов Ф.М. К проблеме связи когнитивного стиля с типами межполушарной асимметрии мозга // Вестник АН СССР. М., 1991.
  3. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988. № 6.
  4. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб., 2005.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1983.
  6. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М., 1997.
  7. Реброва Н.П., Чернышева М.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб., 2004.
  8. Рубинштейн С.Л. Воображение // Основы общей психологии. СПб., 2000.
  9. Рыжиков Г.В., Сергиенко М., Панов Г.Д. Межполушарная функциональная асимметрия: Некоторые аспекты современных исследований // Физиология человека. Т. 5. 1979. № 6.
  10. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  11. Семенович А.В. Проблемы онтогенеза межполушарных взаимодействий: нейропсихологический подход // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М., 2003.
  12. Симирницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
  13. Словарь практического психолога // Сост. В.Б. Шапарь. М., 2004.
  14. Суворова В.В. Динамика формирования асимметрии слухоречевых функций у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  15. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
  16. Траченко О.П. Многократное дихотичеcкое тестирование лиц с разными типами доминирования полушарий // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1995.
  17. Фатеев С.В. Воображение в структуре деятельности. Новосибирск, 1996.
  18. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
  19. Pietrasinski Z. Psychologia sprawnego myslenia. Wyd. 3. Warszawa, 1961.
  20. Razumnikova O.M. Functional organization of different brain areas during convergent and divergent thinking: an EEG investigation // Cognitive brain research. 2000. V. 10.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика