> Опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л.С. Выготского» - Психологическая наука и образование - 2007. № 2
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6445 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л.С. Выготского» 321

Марголис А.А., кандидат психологических наук, профессор, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, amargolis@mail.ru
Котляр И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com
Сафронова М.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, mariasaf@gmail.com

Аннотация

В статье представлен опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского», обсуждаются принципы основные этапы и трудности ее создания. Представлены результаты работы на данном этапе: подготовлен Словник, определены основные девять разделов Словаря. Отмечается, что работа над Словарем позволила по-новому рассмотреть некоторые понятия Л. С. Выготского. Показано, что такая система может быть использована в учебном процессе при подготовке студентов-психологов к чтению и пониманию текстов Л. С. Выготского.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Если не организовать процесс включения студента в осмысленную и теоретическую, и практическую деятельность, то не происходит трансляция специфического мировоззрения научной школы, через которое и возможно воспитание грамотного рефлексирующего психолога, шире – профессионала. Эта деятельность может быть выстроена одновременно через непосредственное Ученичество (участие в совместных с Учителем и под его руководством научных проектах) при собственной устойчивой мотивации к учению у студента и др.

В нашем исследовании была поставлена задача – спроектировать такие условия изучения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, чтобы она стала «живым знанием» для студентов. Было сформулировано предположение, что учебная деятельность студента, направленная на формирование научного мышления, может быть построена на рефлексивном изучении научного наследия Л.С. Выготского, где специальным инструментом самостоятельного изучения работ этого ученого выступит специальным образом сконструированная информационно-справочная система «Словарь культурно-исторической теории Л.С. Выготского»[2].

Основные разделы данной информационной системы представлены в таблице. Анализ существующих «бумажных» и электронных словарей показал, что словари есть особое культурное средство:

  • осуществляющее рефлексию науки (или области знания) на самое себя (что в науке есть, какая понятийная система и как она организована), позволяющее упорядочивать информацию, обобщая по существенным признакам (т.е. понятиям);

  •  орудие для осуществления первичной ориентировки в какой-либо области знания (обучающиеся);

  • упорядочивающее и систематизирующее справочный материал справочный материал для широкого круга пользователей.

...

Литература
  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.
  3. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.
  4. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2006.
  6. Эльконин Д.Б. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

 

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика