Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Когнитивное развитие и особенности процесса обучения в период ранней и средней взрослости 1300

Михайлова О.Б., кандидат педагогических наук, доцент, завед. кафедрой общей психологии, ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия, kan-tri@ttk.ru

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу исследований в области когнитивного развития в период ранней и средней взрослости. Здесь представлены результаты изучения особенностей процесса обучения в данные периоды. Выделены различия в когнициях ранней и средней взрослости. Охарактеризована специфика и организация учебного процесса и учебной деятельности. Показаны характерные черты психологии обучения взрослых и предложены основные научно-методические принципы организации процесса обучения в период взрослости.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Познание образовательных потребностей и мотивов, исследование особенностей учебно-познавательной деятельности и когнитивных стилей восприятия и переработки информации, а также создание новых технологий образовательного процесса заложены в основе развития системы образования взрослых.

Проблемы обучения человека в зрелом возрасте долгое время были на периферии внимания наук об образовании. По свидетельству Б.Г. Ананьева, «парадоксально, но в центре психологического познания развития человека оказались ранний и поздний онтогенез, а на «периферии» – те фазы, когда человек живет наиболее продуктивно, творческой и социально активной жизнью» [1, c. 336].

На когнитивное развитие взрослого следует смотреть с точки зрения происходящих функциональных изменений. К.У. Шайи высказывает мысль, что изменения во времени приобретают именно функции интеллекта, а не сама его природа [4]. Он выделяет три периода изменения функций интеллекта:

  • ранняя взрослость (20–40 лет) – стадия достижений. Интеллект используется, чтобы решить с его помощью реальные проблемы, которые могут определить дальнейшую жизнь человека (выбор работы или супруга);
  • средняя взрослость (40–60 лет) – (стадия исполнения социальных обязанностей). Человек принимает решения, от которых зависят другие люди, и он обязан учитывать их интересы;
  • поздняя взрослость (60 лет и более) – стадия реинтегрирования. Использование знаний меняется. Опыт, мудрость, ценности, установки предлагаются другим поколениям в качестве примера, образца действий, основы для дальнейших форм совершенствования. Для упомянутого автора суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры.

...

Литература
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. Т.1. М., 1980.
  • Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
  • Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М., 2003.
  • Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  • Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  • Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.
  • Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. М., 1995.
  • Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. М., 1977.
  • Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика