Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Медико-психолого-социальное сопровождение детей с пограничными психическими расстройствами в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида 818

Новикова Г.Р., доцент кафедры клинической психологии МГППУ, старший преподаватель кафедры клиническая психология детей и подростков, Москва, Россия, gr_novikova@mail.ru
Вострокнутов Н.В., Профессор кафедры клинической психологии МГППУ, Москва, Россия
Шалимов В.Ф., кандидат медицинских наук, Заведующий кафедрой клинической психологии детей и подростков МГППУ, Москва, Россия, drsanta@mail.ru

Аннотация

Проведен системный анализ пограничных психических расстройств (ППР) у 340 детей младшего школьного возраста. В соответствии с разработанной типологией ППР предложена модель медико-психолого-социального сопровождения детей в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида. Основными структурными элементами медико-психолого-социального сопровождения детей являются дифференцированные модули коррекционных и реабилитационных программ, соответствующие отдельным типам пограничных психических расстройств (дизонтогенетический, церебральная альтерация и депривационный). Показано, что использование разработанной технологии коррекционной и реабилитационной работы специалистов в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида с учетом предлагаемой типологии позволит оптимизировать переход детей с ППР в обычную образовательную среду.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... В настоящее время практически отсутствует дифференциация образовательного и психолого-коррекционного подхода к детям с пограничными психическими расстройствами (ППР). Специфичность этого подхода должна определяться, в первую очередь, организацией психотерапевтической среды в образовательном учреждении, насыщении дифференцированных образовательных программ с психотерапевтическими и психокоррекционными компонентами, апробацией и использованием специфических психотерапевтических подходов к детям с ППР, позволяющих оптимизировать у них уровень обучения. Существенным аспектом нового подхода с использованием инновационных психотерапевтических и инновационных технологий является включение в него подготовки специалистов образовательной среды (педагог-психолог, педагог-логопед, педагог-дефектолог, школьный психолог и специалист нового профиля – психолог-реабилитолог в образовательной среде).

Клинико-психопатологические особенности пограничных психических расстройств в детском возрасте характеризуются рядом признаков, отражающих возрастную психопатологическую предпочтительность симптомообразования, а именно:

  • отсутствие психических расстройств психотического уровня;
  • преобладание психических расстройств функционально-динамического типа, включая реакции дезадаптации, астенические и аффективные расстройства;
  • сочетание расстройств функционально-динамического типа с расстройствами,
    связанными с нарушениями возрастного психического развития в виде задержанного личностного (личностная незрелость, инфантилизм) или собственно психического развития, включая легкие когнитивные расстройства;
  • органические эмоционально-лабильные астенические расстройства в сочетании с парциальными формами задержанного развития высших корковых функций и
    легкими когнитивными нарушениями, исключая органические расстройства личности, постэнцефалопатический, постконтузионный синдромы;
  • отсутствие в силу личностной незрелости ребенка устойчивых форм критического отношения к особенностям своего состояния и поведения.

...

Литература
  1. Ахутина Т.В. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.
  2. Белявский Б.В. Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации // Медицинская техника. 2000. № 3.
  3. Волошин В.М. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России // В.М. Волошин, Б.А. Казаковцев, Ю.С. Шевченко, А.А. Северный // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Вып. 2. Т. 12.
  4. Гурович И.Я. Актуальные проблемы детской психиатрической службы в России // И.Я. Гурович, В.М. Волошин, В.Б. Голланд // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Вып. 2. Т. 12.
  5. Дмитриева Т.Б. Охрана психического здоровья здоровых как стратегическая задача отечественной психиатрии // Т. Б. Дмитриева // Медицина в Кузбассе // Проблемы медицины и психиатрии. 2003. № 3.
  6. Ковалев В.В. Детская психиатрия. М., 1995.
  7. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ–10. М.; СПб., 2003.
  8. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
  9. Шевченко Ю.С., Северный А.А., Иовчук Н.М. Проблемы охраны психического здоровья детей и подростков // Журн. неврологии и психиатрии. 1998. Вып. 9.
  10. Шмакова О.П. Школьная несостоятельность детей и подростков, страдающих психическими расстройствами (распространенность, проявления, динамика) // Психиатрия. 2003. № 5.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика