Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) 1089

Богоявленская Д.Б., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель группы диагностики творчества, лаборатория одаренности, ФГБНУ«Психологический институт РАО», Москва, Россия, Mpo-120@mail.ru
Сусоколова И.А., кандидат психологических наук, Москва, Россия

Аннотация

Подход Дж. Гилфорда считается поворотным пунктом в исследовании креативности. Во всяком случае, благодаря ему центр тяжести решения данной проблемы был перенесен в тестологическую парадигму. Общепризнано, что только после гилфордовской «пропаганды» интерес начал центрироваться на тестах дивергентной способности. Задача представленной статьи – определить контуры области современных исследований креативности в ситуации разочарований в подходе Дж. Гилфорда, но не выходящих все же за рамки «точки отсчета», им определенной. В первой статье мы остановимся на обзоре определений и методов исследования креативности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«… креативность отнимает время. Фактически, некоторые авторы Csikszentmihalyi; Gruber и Davis; Johnson-Laird полагают, что сама природа креативности зависит от включенных временных ограничений и возможности ревизовать, или взрастить результат, однажды произведенный» (Tardif, Stenberg, 1988, с. 430). Баррон и Торранс сравнивают проявления креативного процесса с ходом воспроизведения: требуется долгий период созревания после выдвижения исходной идеи.

 Р. Вайсберг в термине креативность ставит акцент на индивидуальной целенаправленной новаторской работе, основанной на базе знаний, «достаточных, чтобы видеть возможности» (Weisberg R. 1993, с. 243), и в поисках механизма креативности пытается примирить случайность и закономерность появления креативного продукта. «Креативность может проявиться в случайных открытиях, когда индивид осознает, что в побочное обстоятельство можно проникнуть глубже. … когда индивид в ходе решения проблемы неожиданно получает «обратную связь», что предложенное решение неверно, это запускает повторный анализ ситуации и приводит к новому решению» (Weisberg, 1993, с. 243). ...

Литература
  1. Amabile T. The social psychology of creativity: a componential conceptualization. Journal of personality and social psychology, 1983, 45(2).
  2. Barron F. Putting creativity to work. In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  3. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality. Annual review of psychology, 1981, 32.
  4. Binet A., Henri V. La psychologie individuelle. L’Annee psychologique, vol.2, 1896.
  5. Campbell D. Blind variation and selective retention in creative thought as in other knowledge processes. Psychological review, 1960, 67(6).
  6. Cline V., Richard J., Abe C. The validity of a battery of creativity tests in a high school sample. Educational and psychological measurement. 1962, 22.
  7. Csikszentmihalyi M. Society, culture and person: a systems view of creativity. In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  8. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. N.Y., 1996.
  9. Dasgupta S. Is creativity a Darwinian process? Creativity research journal, 2004, 16 (4).
  10. Eisen M. Assessing differences in children with learning disabilities and normally achieving students with a new measure of creativity. Journal of learning disabilities, 1989, 22.
  11. Eysenk H. The structure and measurement of intelligence. N.Y., 1979.
  12. Feldman D., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework of the study of creativity. Westport CT, London, 1994.
  13. Galton F. Hereditary Talent and Character. MacMillan’s Magazin, vol. XII, 1865.
  14. Getzels J., Lackson Ph. Creativity and intelligence. London, 1962.
  15. Gruber H., Davis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving systems approach to creative thinking. In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  16. Guilford J. P. Les dimensions de l’intellect. L’analyse factorielle et ses applications. Ed. H.Laugier. Paris, 1955.
  17. Guilford J. P. Creativity: a quarter century of progress. In eds. I. Taylor, J. Getzels. Perspectives in creativity. Chicago, 1975.
  18. Guilford J. S., Zimmerman W., Guilford J. P. The Guilford – Zimmerman temperament survey handbook. San Diego, 1976.
  19. Hilgard E., Bower G. Theories of learning (4th ed.) Englewood Cliffs, 1975.
  20. Hoepfner R., Hemenway J. Test of creative potential. Hollywood, 1973.
  21. Johnson-Laird Ph. Freedom and constraint in creativity. In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  22. Newell A., Shaw J., Simon H. The process of creative thinking. In Eds.: H. Gruber, G. Terrell, M. Wertheimer «Contemporary approaches to creative thinking» N.Y., 1962.
  23. Ochse R. Before the gates of excellence. Cambridge N.Y., 1990.
  24. Perkins D. The possibility of invention. In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge,1988.
  25. Roe A. The personality of artists. Educational psychological measurement, 1946, 6.
  26. Roe A. A psychological study of eminent psychologists and anthropologists, and a comparison with biological and physical scientists. Psychological monograph, 1953, 67, № 352.
  27. Simonton D. Creativity, leadership and chance. In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  28. Simonton D. Darwin as straw man: Dasgupta’s (2004) evaluation of creativity as a Darwinian process. Creativity research journal, 2004, 17(4).
  29. Tardif T., Sternberg R. What do we know about creativity? In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  30. Torrance E. Rewarding creative behavior. Englewood Cliffs, 1965.
  31. Torrance E. The Torrance tests of creative thinking: technical norms manual. Princeton, 1966.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика