Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Жизненные стратегии женщин российской провинции 1318

Бузунова Л.Г., кандидат философских наук, Доцент кафедры общей и практической психологии Магнитогорского государственного университета, Москва, Россия, Busunova@mail.ru
Полный текст

Исследование жизненных стратегий женщин проводилось на Урале. Испытуемыми явились жители промышленных городов и сельской местности Челябинской области и Башкортостана. В эмпирическом исследовании участвовали 500 девушек и женщин в возрасте от 17 до 65 лет, проживающих на данной территории и отличающихся друг от друга национальностью, уровнем образования, социальным и семейным положением.

По результатам психодиагностики все испытуемые были разбиты на три группы и получили соответствующие названия:

  • 1-я группа – группа девушек,17–24 лет;
  • 2-я группа – группа женщин среднего возраста или возраста 1–й зрелости, 25–44 лет;
  • 3-я группа – женщины зрелого возраста (возраст 2-й зрелости) 45–65 лет.

Данная периодизация отвечает целям исследования и не отличается существенно от общепринятой [6].

Жизненные стратегии способствуют развитию личности женщины, гармонизируют ее жизнь и позволяют быть успешной по основным направлениям жизни: любви и брака, профессиональной деятельности и жизни в обществе. Методология исследования категории «жизненная стратегия» строится на основе анализа концепций жизненных стратегий С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской.

Основой жизненной стратегии у С. Л. Рубинштейна [14] является человек как субъект жизни; у Б. Г. Ананьева [5] – личность как субъект познания, деятельности и общения; у К. А. Абульхановой-Славской [1] ядром жизненной стратегии выступают ценности личности как субъекта, организатора жизни. С нашей точки зрения, в основании жизненной стратегии лежит социальная функция, выполняемая женщиной. Женщина формирует свои жизненные стратегии на основе базовых социальных функций. В свою очередь, жизненная стратегия помогает личности создать собственный жизненный мир, включая в него смысловую сферу личности.

Жизненная стратегия – категория, обладающая характеристикой субстанциональности и имеющая направленность в плане «устремленности» в развитии, и, по нашему мнению, она занимает промежуточное место между метапсихологическими и социоцентрическими категориями в категориальной системе А. В. Петровского [13]. Жизненная стратегия – это не только деятельность, но и самопостроение своего бытия. Женщина, например, не просто осуществляет деятельность матери, став матерью, она начинает строить свое бытие как мать, включая в него и бытие ребенка.

Жизненные стратегии, как и лежащие в их основе функции, связаны с направленностью развития. Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, К. К. Платоновым [12] направленность понимается как устремленность, как вектор развития. Более широко, но также с сохранением вектора развития говорит о направлениях развития А. Адлер [2]. Он утверждает, что есть три главных направления, или три главных вопроса в жизни человека: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака. С нашей точки зрения, эти три направления в жизни определяют базовые функции женщины и ее жизненные стратегии. Направление любви и брака определяет две основные функции: женщина-жена, женщина-мать; направление деятельности формирует функцию – женщина-труженица общественного производства. Вопрос жизни в обществе решается через функцию социальный индивид.

Как формируется функция?

Исходя из теории деятельности А. Н. Леонтьева [9], самостоятельная деятельность женщины в семье и в обществе начинается как сознательное действие, как первый акт, затем она осваивается ею как совокупность операций и в дальнейшем становится функцией. Говоря об общественных функциях женщины, мы имеем в виду выполнение деятельности в качестве жены, матери, труженицы общественного производства, а также участницы социальной жизни. Данная позиция опирается на положение Б. Г. Ананьева:

«Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных систем поведения и обуславливающих их мотиваций. Эти системы поведения, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития» [5, с. 172].

Среди функций, выполняемых женщинами, есть базовые для настоящего времени, они были таковыми в XX веке и останутся всю первую половину XXI века. Статусом базовых, т. е. основных, фундаментальных функций мы наделяем следующие: женщина-жена, женщина-мать, труженица общественного производства и социальный индивид. Каждая из этих функций является общественной функцией, строится в виде системы поведения и обуславливающих ее мотиваций, и каждая из них детерминирована обществом.

Жизненная стратегия по объему более широкое понятие, чем функция, хотя и основывается на ней. Жизненная стратегия предполагает способность женщины осуществлять данную функцию на разных этапах ее жизненного пути. Полнота осуществления стратегий, полнота или гармоничность бытия женщины зависят от цели жизни, от смысложизненных ориентаций женщины, от уровня ее личностного развития. Учитывая все вышесказанное, мы даем следующее определение: жизненные стратегии – это способности личности выполнять социальные функции, развивая индивидуальность и формируя собственный жизненный мир.

Женщина во все времена стремилась осознанно или неосознанно быть личностью, а общество определяло, какие функции или роли она должна выполнять. Мы вслед за К. Г. Юнгом считаем, что «достичь уровня личности – означает максимально развернуть целостность индивидуальной сущности» [17, c. 210]. И далее он пишет, что без целостности и созревания личность не проявится. В процессе жизнедеятельности эта индивидуальность разворачивается во вне как личность, как из зернышка вырастает дерево, зернышко уже содержит в себе потенциал дерева и «образ» дерева, в которое оно затем и развивается. Развитие – это процесс развертывания и процесс усложнения. Но К. Г. Юнг отмечает, что «личность как совершенное осуществление целостности нашего существа – недостижимый идеал» [17, с. 210]. Но поскольку личность в качестве идеала недостижима, то этот идеал может выступать указателем пути. А вехой как уровнем развития в стремлении к идеалу может стать, на наш взгляд, самоактуализация по А. Маслоу [11].

Стратегия «женщина-жена» и ее осуществление в разных возрастных группах

Поскольку функции жены и матери женщины выполняли в течение многих веков, то именно они развились и оформились настолько, что на их основании женщине легче формировать свои жизненные стратегии.

Какие результаты показало психодиагностическое обследование женщин?

При изучении стратегии жены нас интересовало, есть ли различия в осуществлении стратегии у женщин разных возрастных групп, каково отношение к браку у замужних и незамужних испытуемых.

Вопросник В. И. Гарбузова [7] позволяет выявить ведущие инстинкты, которые являются, по мнению автора, первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность его к миру. Автор вопросника выделяет семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследовательский, доминирования, свободы и сохранения достоинства. В норме у индивида один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее. Результаты, полученные с помощью данной методики, показали следующее:

1) женщины всех возрастных групп отмечают, что им свойственен генофильный тип, который включает такие качества, как:

  • сверхлюбовь к своим детям;
  • семейственность;
  • сверхзабота о безопасности и здоровьи своих детей;
  • тенденция к отрицанию «я» в пользу «мы».

2) женщины после 45 лет, характеризуя себя, добавляют к имеющимся и качества дигнитофильного типа:

  • нетерпимость к любым формам унижения;
  • готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства;
  • приоритет чести и гордости над безопасностью;
  • нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что девушки и женщины ориентированы:

  • во-первых, на семью и детей;
  • во-вторых, женщины альтруистичны;
  • в-третьих, для них характерны качества исследователя.

Нас интересовало, а вносит ли образование свои коррективы в типологию?

Мы сравнили всех замужних женщин в возрасте от 17 до 65 лет с высшим образованием и женщин со средним образованием, включая в эту группу и испытуемых со средне-специальным образованием. Различия оказались несущественными и статистически не значимыми по критерию Стьюдента.

Отношение женщины к браку и к мужу мы выясняли с помощью «Методики исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека» (МИРП), автором которой является Ю. В. Александрова [3]. Анализируя полученные результаты, можно заключить, что отношение к браку незамужних и замужних женщин в любом возрасте, начиная с 17 лет, одинаково позитивно. Следовательно, влечение к противоположному полу проявляется в течение всей жизни женщины и не ослабевает с возрастом. На отношение к браку не влияет ни образование, ни семейное положение. К тому же брак для женщины значим и будет оставаться таковым в новом столетии, как свидетельствуют ответы девушек и женщин брачного возраста на вопросы методики.

Чтобы получить большую достоверность отношения женщин к браку и к роли жены, мы выбрали в качестве дополнительной диагностической методики вопросник «Реакция супругов на конфликт» А. С. Кочарян [8], с помощью которого можно анализировать отношение женщин к семейным конфликтам, их неконструктивные установки на брак, депрессию и психологические защиты. Все ответы женщин разных возрастов мы поместили в табл. 1.

Если характеризовать полученные данные с точки зрения средних, высоких и низких показателей, то показатели, приведенные в табл. 1, оцениваются как средние. Различия показателей между возрастными группами женщин по критерию Стьюдента несущественные, за исключением шкалы «депрессия». Женщины второй зрелости склонны реагировать депрессией на семейные проблемы более выраженно, чем женщины первой зрелости. В целом можно сказать, что обследованные женщины разных возрастов не имеют ярко выраженных негативных установок на брак, не используют агрессии, не соматизируют тревогу в отношении брака, не застревают в течение долгого времени на психотравме.

Нас интересовало также: различно ли отношение к семейным конфликтам у замужних и незамужних женщин, разведенных и вдов?

Важно отметить, что женщины брачного возраста, но незамужние или разведенные так же положительно относятся к браку, как и замужние. Уровень неконструктивных установок на брак, депрессии, протективных механизмов, агрессии, соматизации тревоги у них примерно таков, как и у замужних. Не наблюдается разницы в отношении к браку, к семейным конфликтам и к партнеру по браку у замужних женщин с разным образованием.

Итак, по двум методикам: МИРП и «Реакция супругов на конфликт», которые исследуют отношение к браку и к супругу, мы получили результаты, которые свидетельствуют:

  • о признании необходимости брака всеми участниками опроса, даже теми, кто, находясь в брачном возрасте, не имеет семьи (мужа и детей) или же не имеет только мужа;
  • о позитивном отношении женщины к браку как социальному институту, даже если женщина разведена или недовольна своим браком.

С помощью самоактуализационного теста [4] мы проанализировали ответы по «Блоку чувств». В этот блок входят спонтанность как способность человека выражать спонтанно и непосредственно свои чувства и сензитивность к себе, определяющая, в какой степени человек осознает свои чувства и потребности, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их. Полученные результаты представим в виде диаграммы 1.

Как видим по диаграмме, чувства и их принятие девушками и женщинами различаются в зависимости от возраста (различия статистически значимы по критерию Стьюдента). Женщина как жена в разном возрасте неодинаково проявляет свои чувства: она более спонтанна и сензитивна в молодые годы. Но в целом результаты женщин – это показатели психической и статистической нормы (предложенной авторами теста) и не являются показателями самоактуализирующихся личностей.

Исследование подтвердило, что все женщины, независимо от того, замужем они или нет, положительно относятся к браку как со циальному институту, следовательно, в будущем институт семьи не только сохранится, но и качественно изменится, поскольку брачными партнерами будут личности более самоактуализирующиеся, и брак будут строить на основе чувства любви.

Стратегия «женщина-мать» и ее возрастные характеристики

Какой по диагностике предстает женщина-мать?

Как она развивает жизненную стратегию матери?

Есть ли возрастные различия?

Соответствует ли она как мать самоактуализировавшейся личности? (Поскольку, как отмечает А.С. Спиваковская [15], для воспитания ребенка наиболее приспособлены самоактуализированные, гармонично развитые личности.)

Какие у нее как у матери качества, характеристики, свойства личности?

По методике МИРП мы сравнили отношение женщины к ребенку в зависимости от ее возраста и семейного положения. Данные представлены в табл. 2.

На основе данных табл. 2 можно сделать следующие выводы:

  1. наблюдается одинаковое отношение к ребенку у женщин возраста 1-й и 2-й зрелости;
  2. их отношение по типу опытного родителя значимо отличается (t = 2,5; n = 400; p < 0,05) от подобного отношения группы девушек.

Различия внутри возрастных групп по семейному положению несущественные и не являются статистически значимыми. В целом женщины разных возрастов заявляют о себе как заботливые матери. Они отмечают, что ребенок им нравится таким, каков он есть. С удовольствием бы проводили все свободное время с детьми, если бы его было больше.

Для женщины-матери важны такие характеристики личности, как высокая самооценка, активность, настроение, тогда подобные качества личности формируются и у ребенка. Используя методику «Личностный дифференциал» [16], мы стремились выяснить, какую оценку дают женщины себе, как оценивают свою силу и активность. Испытуемые оценили себя достаточно высоко: из максимальных 49 баллов они оценивают себя в 40–42 балла. Результаты по всем трем шкалам теста приведены на диаграмме 2.

Из диаграммы 2 видно, что во всех возрастных группах сила уступает общей оценке и активности. Сила и активность слабеют с возрастом. Но в целом женщина разного возраста характеризует себя как обаятельную, добрую, отзывчивую, дружелюбную, честную.

По данной методике требовалось оценить себя исходя из двух противоположных качеств и отметить, в какой степени данное качество присуще.

Сложнее отвечать на «Самоактуализационный тест», поскольку следует выбирать между двумя утверждениями, и остановиться на каком-то одном бывает достаточно трудно. Для анализа мы рассмотрели две шкалы: «самоуважение» и «самопринятие».

Шкала «самоуважение» диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

Шкала «самопринятие» регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним. Обе эти шкалы составляют блок «самовосприятие». Полученные по методике данные отражены в диаграмме 3.

Как видно из результатов, представлен ных в диаграмме 3, самоактуализирующиеся люди набирают баллы в диапазоне 55–

70 единиц, наши респондентки оценивают себя лишь на уровне статистической и психической нормы (45–55 баллов). Оценки по шкале «самоуважение» значительно выше оценок по результатам шкалы «самопринятие». Это говорит о том, что женщины, особенно с возрастом, более критично относятся к себе.

Как организатор познания мира для своего ребенка, женщина-мать (судя по результатам «Самоактуализационного теста») проявляется далеко не с лучшей стороны. Ее потребность в познании, творческая направленность личности далеки от самоактуализирующейся личности. Возрастные различия, как видно из полученных результатов, также не играют роли.

К тому же мы сравнили данные диагностики по шкалам «познавательные потребности», «креативность», «синергия» у женщин в разных городах, различия получили незначительные. Следовательно, наличие библиотек, книжных магазинов не оказывает значимого влияния на познавательные потребности, креативность и синергию (целостный взгляд на мир) женщин. Существенные различия, как мы и предполагали, по этим параметрам наблюдаются у городских и сельских женщин.

Мать создает микромир для ребенка и наполняет его эмоциональным содержанием. Но прежде всего она сама своими побуждениями, поведением отражает, насколько принимает этот мир, насколько комфортно ощущает себя в нем.

Полученные с помощью методики «Шкала самооценки» [16] данные говорят о завышенном уровне личностной тревожности женщины (личностная тревожность, по мнению авторов методики, является устойчивой характеристикой человека). Респондентки отмечают, что находятся в напряжении и их волнуют возможные неудачи.

Различия в уровне тревожности проявляются в соответствии с возрастом. Молодые незамужние или же с небольшим семейным стажем респондентки ощущают себя более радостно, они уверены в себе, чувствуют себя свободно. Чем старше женщина, тем ей тревожнее живется, так как увеличивается беспокойство за свое будущее и здоровье, а также она волнуется за взрослеющих детей.

Стратегии «женщина-труженица» общественного производства и «женщина-социальный индивид» и их возрастные особенности

В ХХ веке у женщины появились новые функции: труженицы общественного производства и социального индивида, на основе которых начинают формироваться и новые жизненные стратегии. В психодиагностическом обследовании нас интересовало, какова женщина как труженица и социальный индивид? Подавляющая часть женщин по методике «Определение направленности личности» [16] относят себя к тем, кто ориентирован на дело. Результаты диагностики представлены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что у респонденток всех возрастов преобладает направленность на дело по отношению к направленности на себя и на общение. Хотя с возрастом самооценка снижается (о чем свидетельствуют данные по методике «Личностный дифференциал»), но деловые характеристики возрастают.

Наиболее высокий уровень ориентации на дело у женщин среднего и зрелого возраста с высшим образованием, женщины со средним образованием по деловым интересам уступают им. У женщин со средним образованием выше интерес и требовательность к себе, ниже заинтересованность в работе, поскольку работа у них не настолько творче ская и не предоставляет возможности реализовать себя. У женщин с высшим образованием выше сосредоточенность на деле, которое позволяет им проявлять и раскрывать свои индивидуальные возможности.

Но в целом следует отметить, что для участвующих в исследовании женщин важна профессиональная деятельность, в которой они могли бы реализовать себя.

Насколько же развита функция социального индивида у испытуемых?

Эмпирическое исследование показало, что девушки и особенно женщины не включаются деятельно в социальную и политическую жизнь общества. Большинство женщин считают, отвечая на вопросы интервью, что политика и экономика – это дело мужчин, а им и так проблем хватает с детьми и домашним бытом. Функция социального индивида не является в настоящее время для женщины актуальной, и, следовательно, стратегия, основанная на данной функции, находится на начальном этапе своего становления.

Смысложизненные ориентации женщин и уровень самоактуализации

Рассмотрев жизненные стратегии женщин, мы попытались проанализировать их жизненный мир. Формирование жизненного мира происходит на основе цели жизни и смысложизненных ориентаций. Результаты теста смысложизненных ориентаций

Д. А. Леонтьева [10] свидетельствуют о том, что женщины всех возрастов имеют ясные смысложизненные ориентации и четкие цели в жизни. Жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной, а также всегда волнующей и захватывающей. Большинство респонденток характеризуют себя обязательными, энергичными и хозяйками своей судьбы. Причем значимых различий в результатах между группами женщин по уровню образования нет.

Следует заметить, что после 45 лет у женщин падает интерес к активной и целенаправленной жизни. Изменяется и «локус контроля Я» – появляется неверие в свои силы, снижается контроль над собственной жизнью. «Локус контроля-жизнь» или «управляемость жизнью» девушки оценивают в 29,0 баллов, женщины среднего возраста  в 31,3 балла, затем он снижается и у женщин после 45 лет доходит до 27, 04 баллов (различия достоверны по критерию Стьюдента). «Локус контроля–жизнь» самый высокий у женщин среднего возраста с высшим образованием.

Высокий уровень именно этого показателя у женщин среднего возраста, или первой зрелости, свидетельствует о том, что они уверены в себе, свободно принимают решения относительно жизни, ее целей и могут претворять их в жизнь. Женщины возраста второй зрелости уступают в своем отношении к жизни фаталистическим тенденциям, считают, что жизнь идет на закат и бессмысленно строить серьезные планы на будущее, так как они не осуществятся. Это подтверждается и высказываниями при интервьюировании. Женщины до 45 лет своими целями жизни видят следующие: вырастить детей, дать им образование; заботиться о здоровье детей, своем собственном, здоровье мужа, а также хотят добиться успеха в профессиональной деятельности. Женщины после 45 лет до 55 на первое место ставят здоровье, на второе – доработать до пенсии, на третье – выучить детей и помочь детям поднять внуков. После 55 лет женщины желают в основном себе и близким здоровья и увеличения размеров пенсии.

Нас интересовало, а есть ли различия в осмысленности, целенаправленности, результативности жизни среди замужних и незамужних женщин, среди замужних женщин, но с разным уровнем образования.

Полученные нами данные отражены в диаграмме 4.

При сопоставлении различий в образовании и в семейном положении испытуемых мы делаем следующие выводы:

  • семейное положение женщины не влияет на ее цели жизни, процесс, результат и осмысленность жизни;
  • высшее образование помогает женщинам определять цель и смысл жизни, и тогда процесс и результат жизни у них более эффективный, нежели у женщин со средни м образованием.

Женщины с высшим образованием отмечают, что окружающий их мир не вызывает у них беспокойства и растерянности, что их жизнь не рутинная, а всегда волнующая и захватывающая, и что им удалось найти призвание и ясные цели в жизни.

Результаты по методу исследования уровня субъективного контроля [16] позволяют оценить сформированный у испытуемых уровень субъективного контроля (интернальный или экстернальный) над разнообразными жизненными ситуациями. Нами выбраны для анализа четыре шкалы теста, и данные приведены в табл. 4.

При сравнении данных, полученных респондентками всех возрастных групп по шкале общей интернальности со средними значениями, которые установлены разработчиками теста, очевидно различие. По представленным результатам можно судить, что у респонденток преобладает экстернальный уровень контроля, и они придерживаются мнения, что их жизнь не является полностью их творчеством, что внешние обстоятельства весомее желаний и устремлений субъекта. Они склонны списывать на обстоятельства, на других людей, на судьбу, на везение все то, что с ними случается. Нет значимых различий и по возрастным группам. Зрелая женщина должна бы чувствовать себя хозяйкой жизни, но и она считает себя зависимой от внешних событий.

По шкале «интернальность в области достижений» результаты обследованных женщин превосходят среднестатистические показатели. Они большей частью выбирают утверждения теста, характеризующие их активность и самостоятельность, например: «Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого». А вот в области неудач и в области семейных отношений респондентки всех возрастов набрали баллы, которые соответствуют экстернальному уровню контроля.

Не выявлено различий по уровню субъективного контроля среди замужних и незамужних женщин, но наиболее проявлены различия у испытуемых с разным уровнем образования. Женщины с высшим образованием осуществляют интернальный уровень субъективного контроля в области достижений, неудач и в семейных отношениях, в отличие от женщин со средним образованием, со свойственным им экстернальным уровнем контроля.

На каком же уровне самоактуализации находится женщина? Уровень самоактуализации нами выбран в качестве критерия личностного развития. Результаты по самоактуализационному тесту отражены в диаграмме 5.

Данные, представленные на диаграмме, показывают, что обследованные женщины не являются самоактуализировавшимися личностями. Диапазон для самоактуализации личности составляет 55–70 баллов. Большинство респонденток находятся в пределах статистической и психической нормы – 45–55 баллов (данная норма установлена авторами теста). Женщины, ответившие на тест, озабочены своим будущим, думая о нем, испытывают чувство беспокойства. Чем старше женщина, тем менее она воспринимает настоящее во всем его разнообразии. Пиковые переживания (о чем пишет А. Маслоу) для женщин 45–55 лет остались в молодости, поэтому они менее эмоционально, чем молодые, относятся к настоящему времени. Женщины среднего возраста или возраста первой зрелости часто вспоминают о неприятных для себя вещах, винят себя в совершении тех или иных поступков, стремятся оправдать себя. Их чрезмерная рефлексия не дает им испытывать наслаждение от своей деятельной жизни, и поэтому они довольно часто занимают пассивную позицию. Об этом свидетельствуют и данные шкалы поддержки, которая измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Более независимы в своих взглядах и суждениях девушки и женщины до 45 лет, женщины старше этого возраста становятся консервативными. Если до зрелого возраста женщины мирятся с противоречиями в себе, считают, что еще могут принимать спонтанные решения, примиряются со своими ошибками, слабостями, то в зрелом возрасте они ограничивают себя в разнообразии проявлений чувств, поступков, так как тяжело переживают случаи невезения и тем более неудачи.

 Полученные данные по шкале «ценностные ориентации» свидетельствуют, что ценности, которые исповедуют женщины, участвовавшие в исследовании, соответствуют по своему уровню только статистической норме, но не уровню ценностей, которые разделяют самоактуализирующиеся личности. Именно в пределах нормы, как показывают результаты диагностики, они руководствуются собственными чувствами и желаниями. И поступают так, как считают нужным, но не так, как это позволяют себе самореализовавшиеся люди.

Выводы

1. Основными жизненными стратегиями женщины являются следующие: жена, мать, труженица общественного производства и социальный индивид. Осуществление женщинами стратегии жены в разных возрастных группах не имеет ярко выраженных различий. Девушки и женщины ориентированы на семью и детей. Отношение к браку незамужних и замужних женщин в любом возрасте, начиная с 17 лет и до 65 лет, одинаково: брак для женщины значим. На отношение к браку не влияют ни образование, ни семейное положение. Позитивно относятся к браку как социальному институту даже те, кто разведен или недоволен своим брачным партнером. Второй по важности жизненной стратегией женщины является стратегия матери. Отношение к детям у женщин позитивное, чем старше женщина, тем она становится более заботливой матерью.

2. Обследованные женщины довольно некомфортно чувствуют себя в жизни: у них завышенный уровень личностной тревожности.

3. Как организатор познания мира для своего ребенка мать проявляется не с лучшей стороны. Ее потребность в познании, творческая направленность личности по самоактуализационному тесту далеки от са моактуализирующейся личности.

4. К числу социальных жизненных стратегий женщины относятся: труженица общественного производства и социальный индивид. У респонденток всех возрастных групп преобладает направленность на дело по отношению к направленности на себя и на общение. Женщинам важна профессиональная деятельность для реализации себя как личности. Но стратегия социального индивида у респонденток развита слабо. Девушки и особенно женщины возраста второй зрелости, по их собственному мнению, не включаются деятельно в социальную и политическую жизнь общества.

5. Жизненные стратегии лежат в основании жизненного мира женщины, но на его формирование оказывают влияние смысложизненные ориентации и личностный рост.

6. По тесту «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева женщины отмечают, что имеют ясные смысложизненные ориентации и четкие цели в жизни. Многие считают, что нашли свое призвание, и жизнь их наполнена интересными делами.

7. По «Самоактуализационному тесту» результаты свидетельствуют об озабоченности своим будущим, думая о нем, женщины испытывают чувство беспокойства. Респондентки всех возрастов живут очень стесненно, особенно зрелого возраста, они не доверяют себе, своим собственным оценкам, не умеют защищать и отстаивать свои интересы.

8. Испытуемые придерживаются мнения, что их жизнь не является полностью собственным творчеством, как показали результаты по «Методу исследования уровня субъективного контроля», что внешние обстоятельства весомее желаний и устремлений субъекта. Они склонны списывать на обстоятельства, на других людей, на судьбу, на везение все то, что с ними случается.

Исследование показало, что женщина российской провинции – это деловая женщина, которая занимает значимое место в общественном производстве, но не видит себя равной с мужчиной в политической и социальной жизни.

Развитие личности женщины и формирование ее жизненного мира предполагают дальнейшее развитие основных жизненных стратегий. И этот процесс развития зависит как от самой женщины, так и от общества.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
  3. Александрова Ю. В. Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП) / Журнал практического психолога. 1998. № 8.
  4. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Загика М. В., Кроз М. В. Самоактуализационный тест. М., 1991.
  5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Избр. психол труды: В 2х т. Т.I. М., 1980.
  6. Бочаров В. В. Антропология возраста: Учебное пособие. СПб., 2001.
  7. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.
  8. Кочарян Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. 1993. № 1.
  11. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
  12. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  13. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: Учебное пособие. М., 2003.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2х т. Т. II. М., 1989.
  15. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2х т. Т. 2. М., 1999.
  16. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М., 1997.
  17. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
Статьи по теме

Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А., Шевцова Н.А., Моисеева Л.П.

Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090216

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика