Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальное мышление учащейся молодежи на стадии постановки проблем 872

Пряжникова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия, e-pryazhnikiva@yandex.ru
Маслюк Н.А., старший преподаватель, Академии права и управления, Москва, Россия, masluk994@yandex.ru

Аннотация

Исследовались особенности проблемного мышления студентов высших и средних специальных образовательных учреждений в их реальной жизнедеятельности, динамика социального мышления в процессе профессиональной подготовки, обусловленная типом учебного заведения. Выявлено, что у студентов вне зависимости от типа учебного заведения доминирует средний уровень проблемного мышления. При этом у студентов высшей школы отсутствует низкий уровень проблемности и больше учащихся, обладающих высоким уровнем осмысления проблемных ситуаций. Установлено влияние учебной деятельности на формирование социального мышления личности в студенческом возрасте.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Традиционно мышление студентов исследовалось в рамках учебной деятельности, в то время как реально оно включено в решение более широкого спектра проблем. Недостаточная разработанность специфики механизмов социального мышления в студенческом возрасте определила выбор цели исследования.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей социального мышления современных студентов на стадии постановки проблем в их реальной жизнедеятельности.

Современные условия обучения в средних специальных и высших учебных заведениях требуют от студентов достаточно высокого уровня социальной зрелости, способности самостоятельной организации учебной деятельности, умения учиться. Таким образом, весьма важным является формирование у студентов целостной структуры мышления во взаимосвязи всех составляющих ее компонентов. Становление целостной структуры интеллекта – многолетний и противоречивый процесс, в котором определяющую роль играет образование. ...

Литература
  1. Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2003.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  4. Анциферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. Т.1. 1980. № 2.
  5. Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и грани субъективно-деятельностного подхода // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999.
  6. Белицкая Г. Э. Типология проблемности социального мышления личности. Дис. … канд. психол. наук. М., 1991.
  7. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирований умственных действий и понятий. М., 1965.
  8. Грановская Л. Н., Степанова Е. И. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психологический журнал. Т. 1. 1980. № 5.
  9. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 1972.
  10. Дзугкоева М. Г. Психические новообразования студенческого возраста. Дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
  11. Иванов И. П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения. Дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
  12. Когосян А. С. Гуманистический подход к развитию мышления студентов в вузе. Дис. … канд. психол. наук. Сочи, 2000.
  13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  14. Матюшкин А. А. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. Т. 5. 1984. № 1.
  15. Матюшкин А. А. Решение проблем как поиск смыслов: Монитор. М., 2003.
  16. Рудницкая Е. Е. Формирование проблемного мышления студентов. Дис. … канд. психол. наук. Киров, 1999.
  17. Седова С. С. Акмеологические технологии развития социально-профессионального
    мышления будущих педагогов-психологов. Дис. … канд. психол. наук. Шуя, 2002.
  18. Семёнова Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педколледжа. Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2003.
  19. Смагина С. С. Субъективная репрезентация межличностных отношений студенто в вособенностях динамики их индивидуального сознания. Дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.
  20. Чернова С. А. Формирование научно-мировоззренческого мышления студентов гуманитарных специальностей. Автореф. канд. пед. наук. Киров, 2002.
  21. Щукина Г. И. Педагогическая проблема формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
  22. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика