Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания 1842

Битюцкая Е.В., кандидат психологических наук, Координатор инновационных специализаций факультета психологии МГУ, Москва, Россия, bityutskaya_ew@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению когнитивных факторов, определяющих выбор стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Предложен новый подход к эмпирическому изучению когнитивного оценивания ситуаций, основанный на психосемантической методологии. Целью эмпирического исследования стало выявление критериев когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций. Автором разработана методика, направленная на изучение субъективных оценок ситуации. По результатам факторного анализа описана содержательная область понятия «трудная жизненная ситуация», а также систематизированы критерии когнитивного оценивания. Экспериментально установлена и конкретизирована зависимость когнитивного оценивания от содержания ситуации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...> Так, исследователи, применяющие по­нятие «напряженная ситуация», делают акцент на состоянии человека в трудных обстоятельствах, подразумевая под этим состояние «повышенного функционирова­ния организма и личности» [7]. Об «экс­тремальных ситуациях» говорят в тех слу­чаях, когда «сложность задач превышает энергетическую мощность привычных ре­акций» [8], когда речь идет об угрозе жиз­ни и здоровью человека. С воздействием экстремального (травматического) стрес­са связаны ситуации катастрофы, наси­лия, боевых действий, стихийных бед­ствий [5].

Анализ психологической литературы показывает, что понятие «трудная жиз­ненная ситуация» (далее – ТЖС) в ряде работ используется как объединяющая категория для приведенных терминов; в других источниках применяется в более узком, специальном смысле. Однако чет­кое операциональное определение данно­го понятия нами не обнаружено, несмотря на его общеупотребимость. В связи с этим принципиально важным становится во­прос о критериях описания трудных си­туаций.

Распространенность понятия «трудная жизненная ситуация», его использование в других областях знания определяют и по­становку другого вопроса – выявление собственно психологического аспекта изу­чения проблемы. Очевидно, что предметом психологического исследования является не объективная ситуация, а «субъективная представленность картины ситуации в ин­дивидуальном сознании» [2]. Восприятие ситуации субъектом, интерпретация и от­ношение к ней определяется в современ­ной науке как «когнитивное оценивание». При этом подчеркивается, что именно субъективная оценка ситуации (а не объек­тивные события) определяет выбор страте­гии совладающего поведения. <...>

Литература
  1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жиз­ненных условиях: переосмысливание, преоб­разование ситуаций и психологическая защи­та // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
  2. Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психо­логической теории ситуации // Психологиче­ский журнал. 2002. Т. 23. № 1.
  3. Гришина Н. В. Психология социальных си­туаций // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  4. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение чело­века к неблагоприятным жизненным событи­ям и факторы его формирования // Психоло­гический журнал. 1996. Т. 17. № 3.
  5. Журавлев А. Л. Психологические факторы физического и психического здоровья челове­ка // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3.
  6. Крюкова Т. Л. Роль когнитивного оценива­ния в психологическом совладании личности // Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления. Тезисы докладов на научной кон­ференции / Отв. ред. В. В. Знаков, Т. В. Корни­лова. М., 2003.
  7. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
  8. Нартова-Бочавер С. К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Пси­хологический журнал. 1997. Т.18. № 5.
  9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  10. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1984.
  11. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966.
Статьи по теме

Психологическая диагностика, Психология личности  |  Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибанова Н.А.

О критериях деятельностной педагогики

CrossRef doi:10.17759/chp.2019150311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика