Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 2) 1434

Богоявленская Д.Б., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель группы диагностики творчества, лаборатория одаренности, ФГБНУ«Психологический институт РАО», Москва, Россия, Mpo-120@mail.ru
Сусоколова И.А., кандидат психологических наук, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлен обзор исследований психологии творчества, которые в определенном смысле стали следствием разочарования в тестах, наступившего в 70-е гг. прошлого века в Америке. Показаны основные направления исследований данного периода, роль тестов в измерении когнитивных факторов, место, которое занимают исследования личностных качеств. Авторы подчеркивают, что при отсутствии четкой, обоснованной теории в приведенных в статье работах содержится ряд интересных фактов, наблюдений. В этом плане отмечаются работы М. Csikszentmihalyi, полимодальные теории, которые идут по пути попыток структурирования всей суммы выявленных факторов, влияющих на развитие креативности.

Ключевые слова: интеллект, креативность, когнитивная сфера

Рубрика: Обзор литературы

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...> Существует понимание, что взаимоотношения между креативностью и знаниями – своего рода напряжение, которое имеет долгую историю в психологии. Общая идея представлялась так часто и в таком широком контексте, что может рассматриваться как клише. Хотя точка зрения «напряжения» в современной теории является доминирующей, существует и другая, ей противоположная.  Ряд исследователей утверждают, что знания положительно относятся к креативности. Вместо того чтобы выйти из старого для продуцирования нового, креативное мышление строит свой продукт на знании как на «фундаменте». Ряд количественных исследований центрируется на «10 летнем правиле» в развитии высокого уровня работы в креативных областях. Специалисты постоянно находили, что креативным индивидам требовалось продолжительное время между изначальным вхождением в область и продуцированием первой значимой работы. Такие результаты хотя непрямо, но указывают, что способность к креативной работе зависит от глубоких знаний человека в определенной области. В большом числе фундаментальных исследований было прослежено развитие карьеры выдающихся индивидов во многих креативных областях. Все они нашли, что необходимо глубокое погружение в выбранную область, перед тем как инновация произведена. Время такого погружения обычно посвящено целенаправленной практике для становления мастерского владения сложными навыками. Более того, есть свидетельства, что творческие мастера практикуют на уровнях, близких к максимальным. Широкие знания, специфические для данной области, являются обязательным предварительным требованием для креативного функционирования. К такому выводу, в частности, пришла Окс:

«Существенно для креативного мышления  –  разнообразный опыт и мышление, которое помогает построить широкий спектр релевантных знаний …и умений – задолго до того, как случится креативный инсайт» [24, с. 207]. <...>

Литература
  1. Amabile T. The social psychology of creativity: a componential conceptualization. Journal of personality and social psychology. 1983. 45(2).
  2. Barron  F.  Putting  creativity  to  work.  In  Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  3. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and  personality.  Annual  review  of  psychology. 1981. 32.
  4. Binet A., Henri V. La psychologie individuelle. L’Annee psychologique, vol. 2, 1896.
  5. Campbell   D.   Blind   variation   and   selective retention  in creative  thought  as  in  other  knowledge processes. Psychological review, 1960, 67 (6).
  6. Cline  V.,  Richard  J.,  Abe  C.  The  validity  of  a battery of creativity tests in a high school sample. Educational  and  psychological   measurement. 1962, 22.
  7. Csikszentmihalyi  M.  Society,  culture  and  person:  a  systems view  of  creativity.  In  Ed.  Sternberg   R.   The   nature   of  creativity.   Cambridge, 1988.
  8. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. N.Y., 1996.
  9. Dasgupta S. Is creativity a Darwinian process? Creativity research journal, 2004, 16 (4).
  10. Eisen  M.  Assessing  differences  in  children with  learning disabilities  and  normally  achieving students   with   a   new  measure   of   creativity. Journal of learning disabilities, 1989, 22.
  11. Eysenk H. The structure and measurement of intelligence. N.Y., 1979.
  12. Feldman D., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework of the study of creativity. Westport CT, London, 1994.
  13. Galton  F.  Hereditary  Talent  and  Character. MacMillan’s Magazin, vol. XII, 1865.
  14. Getzels J., Lackson Ph. Creativity and intelli gence. London, 1962.
  15. Gruber   H.,   Davis   S.   Inching   our   way   up Mount Olympus: the evolving systems approach to creative thinking. In Ed. Sternberg R. The na ture of creativity. Cambridge, 1988.
  16.  Guilford  J.P.  Creativity.  American  Psycho logist, 1950. 5.
  17. Guilford  J. P.  Les  dimensions  de  l’intellect. L’analyse factorielle  et  ses  applications.  Ed.  H. Laugier. Paris, 1955.
  18. Guilford J. P. Creativity: a quarter century of progress.  In  eds.  I.  Taylor,  J.  Getzels.  Perspec tives in creativity. Chicago, 1975.
  19. Guilford J. S., Zimmerman W., Guilford J. P.
  20. The Guilford – Zimmerman temperament survey handbook. San Diego, 1976.
  21. Hilgard  E.,  Bower  G.  Theories  of  learning (4 th ed.) Englewood Cliffs, 1975.
  22. Hoepfner  R.,  Hemenway  J.  Test  of  creative potential. Hollywood, 1973.
  23. Johnson Laird Ph. Freedom and constraint in creativity. In Ed. Sternberg R. The nature of cre ativity. Cambridge, 1988.
  24. Newell A., Shaw J., Simon H. The process of creative  thinking.  In  Eds.:  H.  Gruber,  G.  Terrell, M.  Wertheimer  «Contemporary approaches  to creative thinking» N.Y., 1962.
  25. Ochse  R.  Before  the  gates  of  excellence. Cambridge N.Y., 1990.
  26. Perkins D. The possibility of invention. In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  27. Roe A. The personality of artists. Educational psychological measurement, 1946, 6.
  28. Roe A. A psychological study of eminent psychologists  and anthropologists,  and  a  comparison   with   biological   and   physical   scientists. Psychological monograph, 1953, 67, № 352.
  29. Simonton D. Creativity, leadership and chance  // In  Ed. Sternberg  R.  The  nature  of  creativity. Cambridge, 1988.
  30. Simonton D. Darwin as straw man: Dasgupta’s (2004)  evaluation   of   creativity   as   a   Darwinian process // Creativity research journal. 2004, 17 (4).
  31. Sternberg R., Lubart T. Deving the Growd: Cultivating  Creativity in  a  Culture  of  Conformity. N.Y., 1995.
  32. Tardif  T.,  Sternberg  R.  What  do  we  know about creativity? In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  33. Torrance   E.   Rewarding   creative   behavior. Englewood Cliffs, 1965.
  34. Torrance  E.  The  Torrance  tests  of  creative thinking: technical norms manual. Princeton, 1966.
  35. Torrance E. The nature of creativity as manifest in its testing // In Ed. Sternberg R. The nature of creativity. Cambridge, 1988.
  36. Torrance E., Khatena J. What kind of person are you? Gifted child quarterly, 1970, 14.
  37. Wallach  M.,  Kogan  N.  Modes  of  thinking  in young children. NY, 1965.
  38. Wechsler D. The measurement and apprais al of adult intelligence. Baltimore 1939/ 1958.
  39. Weisberg  R.  Creativity:  beyond  the  myth  of genius. USA, 1993.
  40. Whipple  G.  Manual  of  mental  and  physical tests. 2 vol. N.Y., 1914–1915.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика