Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Индивидуальные различия в коммуникативных способностях 822

Жамбеева З.З., кандидат психологических наук, ведущий сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, zarema-z@mail.ru

Аннотация

В статье предпринята попытка показать, как влияют свойства нервной системы и характер взаимодействия полушарий на распознавание эмоциональных состояний через схемы мимики лица (сопереживание) или через слово (понимание) как опосредующий фактор этих состояний. Автор исходит из того, что точность распознавания эмоциональных состояний в процессе межличностного взаимодействия является одним из важнейших критериев оценки коммуникативных способностей. Утверждается, что устойчивость проявления коммуникативных способностей, избирательность форм реагирования, темпоральные характеристики обеспечиваются преимущественно за счет природных факторов: свойств нервной системы и характеристик межполушарного взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Способность человека к распознаванию эмоциональных состояний других людей по их мимическому выражению играет важную роль в межличностных взаимодей ствиях. Однако природа межиндивидуальной вариативности по точности распозна вания и понимания эмоций остается неясной. Результаты исследований показали, что понимание эмоций требует знания не только общих норм выражения эмоций (общих для большинства людей), но еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему [4,12]. Одним из важнейших критериев оценки коммуникативных способностей является точность распознавания эмоциональных состояний  в процессе межличностного самоопределения. Развитие способности адекватно выражать свои чувства в надлежащий момент и с надлежащей силой является одной из главных проблем в установлении и поддержании межличностных отношений. Устойчивость проявления коммуникативных способностей, избирательность форм реагирования, темпоральные характеристики обеспечиваются преимущественно за счет природных факторов: свойств нервной системы и характеристик межполушарного взаимодействия [8].

 Эмпирические исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, дали веские доказательства для подтверждения гипотезы о психофизиологических коррелятах данного класса нервных процессов: эмоциональных при доминировании общих способностей (слабости, лабильности и активированности ЦНС) и гностических при доминировании силы, инертности, инакти вированности [1, 5, 7, 9]. Эти особенности, в первую очередь, проявляются в отноше ниях человека к другим людям (сопережи вании и понимании других людей).

В процессах порождения и восприятия эмоциональной мимики роль взаимодействия полушарий мозга очевидна [11]. В ряде исследований обнаружена доста точно сложная и динамичная картина взаимодействия полушарий при осознании лицевой экспрессии. <...>

Литература
  1. Аминов Н.А., Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности / Под ред. Э. А. Голубевой. Дубна, 1997.
  2. Голубева Э.А., Способности, личность, индивидуальность. Дубна, 2005.
  3. Жамбеева З.З.,  Исайчев С.А.  О  значении природных факторов в профессиональной ориентации // Материалы IV Всероссийского съезда РПО «Психология будущему России». 18–21  сентября  2007  года:  В3 т.Т.1.  М.;  Ростов на Дону, 2007.
  4. Изард К., Эмоции человека. М., 1980.
  5. Изюмова С.А., Аминов Н. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. 1978. № 5.
  6. Кабардов М.К., Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф. канд. дисс. М., 1983.
  7. Кабардов М.К., Коммуникативно речевые и когнитивно лингвистические способности // Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.
  8. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В., Типология языковых способностей //  Способности / Под ред. Э. А. Голубевой. Дубна, 1997.
  9. Кагермазова Л.Ц., Роль типологии коммуникативных стилей в становлении педагогического мастерства будущих учителей: Автореф. канд. дисс. М., 2000.
  10. Михайлова Е.С., Давыдов Д.В., Моргункова А.Н., Межполушарная асимметрия вызванных потенциалов при опознании эмоциональной лицевой экспрессии // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5.
  11. Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М., 1997.
  12. Рейковский Я., Экспериментальная психология эмоции. М., 1979.
  13. Русалова  М.Н., Функциональная  асимметрия мозга и эмоции // Успехи физиологических наук. 2003. Т. 34. № 4.
  14. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  15. Хомская  Е.  Д.,  Батова  Н.  Я.  Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М., 1992.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика