Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии личности в образовании 1009

Шамионов Р.М., доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, shamionov@mail.ru

Аннотация

Обсуждаются теоретические и прикладные аспекты проблематики социальной психологии личности в образовании. Предлагается ряд ключевых для образования тематических комплексов, необходимых для разработки в проблемном поле социальной психологии личности: социально-психологической структуры личности, социализации с учетом ее нормативности и «издержек», психологической культуры, субъективного благополучия личности, подчеркивается необходимость избрания субъектной парадигмы для решения соответствующих задач этого направления исследований. Параллельно обсуждаются возможные практические выходы, прикладные исследования, которые могут способствовать оптимизации образовательного процесса на уровне взаимодействия его субъектов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...> Среди  наиболее  актуальных  и  необходимых  для  разработки  проблем  социальной  психологии  личности  в  образовании можно  выделить,  прежде  всего,  проблему социализации личности.

Как  известно,  усложнение  отношений между социальными  субъектами,  вхождение   индивида   в   различные  социальные группы  и подверженность  его  различным институциональным  влияниям,  которые обнаруживаются на протяжении достаточно долгого времени, создают условия для противоречивости  самих  усваиваемых норм.

Научно-психологическое изучение  этого  феномена  связывается  с  началом  исследований, определивших в немалой степени интерес психологов к явлению массовой культуры, и «норм масс», в которых об наруживается унификация, упрощение императивов. В силу этого естественно обращение  исследователей  к  вопросу  о  том, что есть норма и «не норма» в социально-психологическом облике современного человека.  Возникает  необходимость  управления  процессом  его  социализации  на  основе изучения личности в различных условиях.

С точки зрения теоретического анализа эффектов  социализации,  существенное внимание необходимо уделить обобщенному  показателю   –  социальной   зрелости. Очевидно, она и является тем феноменом, который характеризует определенную нормативность с точки зрения поведения, деятельности  и  в  целом  социального  существования  на  разных  этапах  социализации. Наиболее общими  ее  личностными характеристиками   являются   ответственность, терпимость,  позитивное  мышление,  самостоятельность,  социально-интеллектуальные  особенности,  иерархичность   ценностей,  степень  выраженности  которых  различается  в  зависимости  от  стадии  социализации [4, 7, 8]. <...>

Литература
  1. Абрамова  Г. С.  Введение  в  практическую психологию. Екатеринбург, 1995.
  2. Акмеология: Учебное пособие для технических университетов: В  2  ч.  Ч.  1  /  Под  ред. А. А. Понукалина. Саратов, 2003.
  3. Бочарова Е.   Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий  поведения  и  субъективного   благополучия  личности:   Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2005.
  4. Гудзовская  А.  А.  Социально психологичеcкое  исследование становления  социальной зрелости: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1998.
  5. Куликов  Л. В.  Психология  настроения. СПб., 1997.
  6. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 2004.
  7. Реан А. А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995.
  8. Шамионов Р. М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000.
  9. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика