Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психосемантический анализ отношения к профессии операторов – поездных диспетчеров 998

Сокольская М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск, Россия, marinas@mail.redcom.ru

Аннотация

В статье приводится психосемантический и ценностный анализ отношения к профессии студентов и действующих специалистов – поездных диспетчеров. Рассматривается динамика психосемантического и ценностного отношения к профессии на разных этапах профессионализации, возможные причины рассогласования ценностей и особенностей отношения к профессиональной деятельности. Приводятся данные корреляционного и факторного анализов о связи ценностей, характеризующих отношение к профессиональной деятельности, – «интересная работа», «общественное признание» и «эффективность в делах» – с показателями качества жизни, самоактуализации, мотивации, тревожности, уровня субъективного контроля.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...> Как подчеркивает В. Ф. Петренко, в психосемантике реализуется парадигма конструктивизма, где картина мира трактуется «как одна  из  возможных  «пристрастных» культурно-исторических моделей мира, которые создает единичный или коллективный субъект. В этом плане психосемантика стоит на позиции множественности возможных моделей мира, на  идее множественности путей развития как отдельного индивида, так и общества, страны, всего человечества» [там же].

Психосемантика   позволяет   исследовать структуры индивидуального сознания, образованные системами значений языка, которые в своем содержательном наполнении являются «превращенной формой деятельности  субъекта,  познающего  и  преобразующего мир».

Целью  настоящего  исследования  является  психосемантический  анализ  отношения  к  профессии  представителей  различных   этапов  профессионализации  одного профессионального сообщества.

В исследовании приняли участие 116 человек:  студенты  первого  и  пятого  курсов специальности  «Управление  эксплуатационной  работой»   Дальневосточного   государственного университета путей сообщения  (г.  Хабаровск);  запасные  диспетчеры (резерв)  и  поездные  диспетчеры  Дальневосточного  центра  управления  перевозками Дальневосточного филиала ОАО РЖД. Для реализации цели данного исследования  мы  использовали  частный  семантический дифференциал (СД) [4], который, с нашей  точки  зрения,  полностью соответствует поставленной цели.

Материал: испытуемому предлагается набор  из  50  прилагательных, расположенных парами и снабженных цифрами от 3 до 0. <...>

Литература
  1. Мясищев  В. Н.  Основы общей и медицинской психологии. Л., 1978.
  2. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006.
  3. Петренко   В. Ф.  Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
  4. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб.  заведений  /С.  К.  Сергиенко,  В. А.  Бодров,   Ю. Э.   Писаренко   и   др.   /   Под   ред. Ю. К. Стрелкова. М., 2003.
  5. Салихова Н. Р. Типы смыслообразования в контексте личных  ценностей. Казань, 2005.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика