Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психическая нагрузка в современном образовательном процессе 2009

Яковлев Б.П., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Сургутского государственного педагогического университета, boris_yakovlev@mail.ru
Литовченко О.Г., кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета

Аннотация

Представлены материалы исследования, цель которого – теоретическое обоснование особенностей психической нагрузки как фактора всестороннего развития личности, воспитания активных субъектов деятельности в условиях непрерывного образовательного процесса. Авторы исходят из того, что процесс мобилизации внутренних ресурсов и резервов по реализации поставленных целей и учебных задач детерминирует величину психической нагрузки, оказывающей влияние на продуктивность деятельности, состояние здоровья, социальную активность учащихся. Показано, что научная организация учебно-воспитательного процесса, проведенная с учетом личностной толерантности к переносимости психических нагрузок, может служить одной из инновационных технологий в специфических условиях учебной деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...> Всестороннее    изучение    взаимодей ствия внутренних и внешних условий учебной  деятельности   имеет   практическую значимость  как   в   контексте   собственно психолого-педагогических исследований влияния психических нагрузок на познавательные функции и творческое мышление учащихся в системе учебного урока, учебного  дня,  недели,  семестра,  года,  так  и  в целях разработки научно-обоснованной системы рекомендаций для оптимизации условий обучения и воспитания. Значительное   количество   научно-экспериментальных исследований по проблемам  изучения  внешних  факторов,  влияющих  на  эффективность  и  успешность  обучения учащихся, связано с понятием и особенностями   учебной   нагрузки,   непосредственно  обусловливающей  выраженность и  длительность протекания  физических  и психических  проявлений   (процессов,  состояний)  в  специализированных  условиях учебной  деятельности. Так,  ряд отечественных  ученых  (физиологов-гигиенистов), длительное  время  занимающихся  научно-обоснованным  решением  проблемы адаптированности организма учащихся к учебной нагрузке, указывают на то, что неправильно  нормированная  величина  учебной нагрузки, нерациональный режим учебных занятий приводят к переутомлению и перенапряжению организма  школьника,  падению  его  дневной  и недельной  работоспособности, что, в свою очередь, отражается на развитии его познавательных способностей. Ученые акцентируют при этом внимание   на   поиске   наиболее   рациональных форм   и   методов   учебно-воспитательной работы  с  использованием  самых эффективных методических приемов, на основании  точного  знания  функциональных  возможностей школьников разного «биологического» возраста и пола, допустимых для них величин учебной нагрузки с учетом ее интенсивности  и  продолжительности. <...>

Литература
  1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. А.В. Колесова. М., 1987.
  2. Баныкин Н. П. Семь лекций о Живой этике. Новосибирск, 1991.
  3. Горская Г. Б. Макровременные регуляторы психических  нагрузок   высококвалифицированных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1994. № 11.
  4. Дубровинская  Н. В.,  Фарбер  Д. А.,  Безру ких М. М. Психофизиология ребенка. М., 2000.
  5. Казначеев В. П. Внутренняя картина здоровья // Alma mater (Вестник ВШ). 1998. № 9.
  6. Казначеев  В. П.  Здоровье  нации,  просвещение, образование. М.; Кострома: Исследовательский  центр проблем качества  подготовки специалистов. КГПУ, 1996.
  7. Косилов  С. А.  Психофизиологические  основы научной организации труда. М.: Экономика, 1979.
  8. Кунат П. Проблема нагрузки с точки зрения психолога  спорта  //  Психология  и  современный спорт. М., 1973.
  9. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.
  10. Петровская  Л. А.,  Полякова  Э. Н.  Социальная составляющая в восприятии здоровья современных  студентов  //  Мир психологии. 1999. № 3 (19).
  11. Рерих Н. Ростов на Дону, 1999.
  12. Словарь  физиологических  терминов.  М., 1987.
  13. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.
  14. Яковлев   Б. П.   Психическая   нагрузка   в спорте: теоретические и практические аспекты. Великие Луки, 2002.
  15. Frankl  V.  Der  Mensch  vor  der  Frage  nachdem Sinn. München, Zürich, Piper, 1979.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика