Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19793 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические условия включения детей-мигрантов в новую социокультурную среду 772

Обухова Л.Ф., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mila-38@mail.ru
Евстратова Е.Е., Москва, Россия, Ekaterina_Evstratova@hotmail.com

Аннотация

Статья посвящена поиску психологических условий включения детей-мигрантов в новую социокультурную среду. Автором проведен анализ переживаний взрослых русских иммигрантов на Западе, а также детей-мигрантов и их родителей в Москве. Показано, что к числу основных переживаний мигрантов относятся: ностальгия, постоянная тоска по Родине, неопределенность будущего, невозможность найти себя в новом обществе, обрести друзей, постоянная тревога, частая грусть. По мнению автора, чтобы облегчить процесс вхождения детей-мигрантов в новую социокультурную среду, необходимо создать и реализовать в образовательном учреждении адекватную систему условий, обеспечивающую эмоциональное и интеллектуальное благополучие ребенка. Обращается внимание на то, что целью данной статьи являлось выявление этой системы условий на основе обобщения опыта психолого-педагогической работы с детьми в многонациональной школе. Опираясь на необходимые условия вхождения детей-мигрантов в новую социокультурную среду, в статье осуществлена попытка на основе психологического анализа детских переживаний найти то, что выступает в качестве ключевого фактора неблагополучия ребенка-мигранта в школе. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 157 с этнокультурным азербайджанским компонентом образования и показало, что для вхождения детей-мигрантов в новую социокультурную среду необходимы следующие дополнительные условия: углубленное изучение русского языка, работа с родителями. Делается вывод, что необходимо психологическое просвещение родителей, убеждение их в важности школьного обучения, в необходимости хорошего знания языка той страны, где семья живет (даже временно), а также поддержки усилий детей в налаживании дружеских контактов со сверстниками. Содружественная работа семьи и педагогического состава школы, где учится ребенок, – необходимое условие грамотного воспитания и обучения детей в школе с этнокультурным компонентом.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

...Ежедневно множество людей по разным причинам меняет местожительства. Переход в новую культуру влечет за собой перестройку личности, трансформацию образа жизни, вызывает культурный шок, который необходимо преодолеть любому человеку. Отрыв от культуры, сопровождающий переезд в другую страну, связан с глубокими переживаниями как взрослых, так и детей. В отечественной науке проблемы вынужденной миграции практически не разрабатывались до начала 90-х гг. ХХ века. Главная причина состояла в том, что эта проблема не была актуальна со времен Второй мировой войны, а в военное время серьезно заниматься проблемами беженства было просто невозможно. В современной России эти вопросы стали разрабатываться только после массового появления вынужденных мигрантов в постсоветском пространстве. Вклад в разработку психологических проблем вынужденной миграции внесен А. Г. Асмоловым, Г. У. Солдатовой, Е. И. Шлягиной, Н. М. Лебедевой, В. В. Гриценко, В. Н. Павленко и др. [5]; [6]; [7]. За рубежом этой проблемой стали заниматься несколько раньше. Данная статья посвящена поиску психологических условий включения детей-мигрантов в новую социокультурную среду. На предварительном этапе исследования нами был проведен анализ переживаний молодых людей – русских иммигрантов на Западе. Это дало возможность составить ориентировочное представление о наиболее типичных переживаниях людей, переехавших жить за рубеж. Для анализа были взяты письма и дневники, любезно предоставленные иммигрантами: тремя юношами, иммигрировавшими из России во Францию и Финляндию...

Литература
  1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.,2003.
  2. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический Проект, 2004.
  3. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности /Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.
  4. Психология беженцев и вынужденных переселенцев / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.,2001.
  5. Эмиграция и репатриация в России. В. А. Ионцев, Н. М. Лебедева, М. В. Назаров, А. В. Окороков. М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика