Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы 5631

Белинская Е.П., доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, elena_belinskaya@list.ru
Давыдова И.С., магистрант РГГУ, педагог-психолог ГОУ СОШ № 199 Департамента образования г. Москвы, Королев, Россия, irikuchis@mail.ru

Аннотация

Одной из самых распространенных методик исследования временной перспективы (ВП) является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить свое прошлое, настоящее и будущее в виде трех кругов. Цель данной работы – описание этой методики, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Здесь представлены результаты двух исследований. Испытуемые выполняли методикy Коттла и методику ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) в адаптации А. Сырцовой или методику «Линия жизни». Выборка составила 245 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Результаты работы показали, что параметром методики Коттла, связанным с другими методиками, направленными на исследование временной перспективы личности, является, в первую очередь, степень связанности временных зон. Установлено также, что тип инструкции методики Коттла влияет как на проявление степени связанности временных зон, так и на связь с результатами ZTPI. Факторами ZTPI, связанными с результатами методики Коттла, оказались: «Фаталистическое настоящее», «Позитивное прошлое» и «Гедонистическое настоящее». Обнаружено, что в рамках самого теста Коттла наблюдается следующая закономерность: чем ниже значимость прошлого и выше значимость будущего, тем более связаны временные зоны между собой. Половых различий в проявлении параметров методики Коттла не выявлено. Три параметра методики «Линия жизни» оказались связанными с результатами теста Коттла: 1) количество связей между событиями всей жизни; 2) количество связей, которые человек усматривает в своем будущем; 3) пессимистичность будущего.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... В рамках этих и других подходов разработан арсенал методик исследования данного феномена. Одной из самых распространенных методик исследования ВП является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить в виде трех кругов свое прошлое, настоящее и будущее, как они себе это представляют.

Эта методика обладает рядом достоинств:

  • проста в применении;
  • не требует много времени;
  • исключает социальную желательность ответов;
  • учитывает не только линейную, но и пространственную модели времени.

Однако у нее есть и недостатки:

  • не до конца понятна психологическая реальность, стоящая за результатами методики;
  • ее сложно использовать в исследованиях, так как затруднено сравнение результатов разных испытуемых.

Отсутствие норм вызывает сложности в интерпретации и при работе с индивидуальными клиентами или испытуемыми. Возможно поэтому у нас в стране данная методика используется чаще всего как вспомогательная, уточняющая временную конфигурацию ВП, как это описано в работах И. А. Спиридоновой и И. Б. Кузьминой [7], [9, с.84].

Временная перспектива личности связана с такими параметрами как рисковое поведение, прием ПАВ (психоактивных веществ), параметрами «Большой пятерки» и др. [11]. Это делает методики, направленные на исследование ВП, востребованными в работе школьного психолога. Кроме того, учащиеся (особенно старшеклассники) все чаще просят провести с ними занятия, которые позволят им «разобраться со своим временем». Удобство использования методики Коттла делает ее привлекательной для использования, в том числе в школе. Однако описанные выше недостатки делают ее применение затруднительным.

Цель данной работы – описание методики Коттла, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Использование методики в исследованиях затруднено тем, что Т. Коттл не оставил подробного описания своего взгляда на ВП. В своей книге «Perceiving time» он описывает линейное и пространственное ощущение времени.

Пространственная модель – это наше субъективное ощущение времени, то, как мы его чувствуем, линейная – объективное, то, как мы его измеряем. В человеческом представлении о времени существуют обе эти модели [10]. Графический тест Коттла направлен на исследование субъективного ощущения времени, его главная идея – связанность временных зон. По мнению автора, пространственная модель времени основана на том, что люди чувствуют связанность своего прошлого, настоящего и будущего. ...

Литература
  1. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.
  2. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  3. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  4. Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.
  5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.
  6. Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  7. Спиридонова И. А. Влияние локуса контроля на временную трансспективу старшеклассников // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002.
  8. Сырцова А., Соколова Е .Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. №1.
  9. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. – М., 1993.
  10. Сottle T. J. Perceiving time A Psychological Investigation with Men and Women. N.Y., 1976.
  11. Zimbardo P. G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journ. of Personality and Social Psychology. 1999. № 77.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика