Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 1 место — направление «Психология» 31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,786 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы 6473
Белинская Е.П., доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, elena_belinskaya@list.ru
Давыдова И.С., магистрант , РГГУ, Королев, Россия, irikuchis@mail.ru АннотацияОдной из самых распространенных методик исследования временной перспективы (ВП) является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить свое прошлое, настоящее и будущее в виде трех кругов. Цель данной работы – описание этой методики, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Здесь представлены результаты двух исследований. Испытуемые выполняли методикy Коттла и методику ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) в адаптации А. Сырцовой или методику «Линия жизни». Выборка составила 245 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Результаты работы показали, что параметром методики Коттла, связанным с другими методиками, направленными на исследование временной перспективы личности, является, в первую очередь, степень связанности временных зон. Установлено также, что тип инструкции методики Коттла влияет как на проявление степени связанности временных зон, так и на связь с результатами ZTPI. Факторами ZTPI, связанными с результатами методики Коттла, оказались: «Фаталистическое настоящее», «Позитивное прошлое» и «Гедонистическое настоящее». Обнаружено, что в рамках самого теста Коттла наблюдается следующая закономерность: чем ниже значимость прошлого и выше значимость будущего, тем более связаны временные зоны между собой. Половых различий в проявлении параметров методики Коттла не выявлено. Три параметра методики «Линия жизни» оказались связанными с результатами теста Коттла: 1) количество связей между событиями всей жизни; 2) количество связей, которые человек усматривает в своем будущем; 3) пессимистичность будущего. Ключевые слова: временная перспектива, тест Коттла, ZTPI, линия жизни Рубрика: Психологическая диагностика Тип: научная статья Фрагмент статьи ... В рамках этих и других подходов разработан арсенал методик исследования данного феномена. Одной из самых распространенных методик исследования ВП является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить в виде трех кругов свое прошлое, настоящее и будущее, как они себе это представляют. Эта методика обладает рядом достоинств:
Однако у нее есть и недостатки:
Отсутствие норм вызывает сложности в интерпретации и при работе с индивидуальными клиентами или испытуемыми. Возможно поэтому у нас в стране данная методика используется чаще всего как вспомогательная, уточняющая временную конфигурацию ВП, как это описано в работах И. А. Спиридоновой и И. Б. Кузьминой [7], [9, с.84]. Временная перспектива личности связана с такими параметрами как рисковое поведение, прием ПАВ (психоактивных веществ), параметрами «Большой пятерки» и др. [11]. Это делает методики, направленные на исследование ВП, востребованными в работе школьного психолога. Кроме того, учащиеся (особенно старшеклассники) все чаще просят провести с ними занятия, которые позволят им «разобраться со своим временем». Удобство использования методики Коттла делает ее привлекательной для использования, в том числе в школе. Однако описанные выше недостатки делают ее применение затруднительным. Цель данной работы – описание методики Коттла, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Использование методики в исследованиях затруднено тем, что Т. Коттл не оставил подробного описания своего взгляда на ВП. В своей книге «Perceiving time» он описывает линейное и пространственное ощущение времени. Пространственная модель – это наше субъективное ощущение времени, то, как мы его чувствуем, линейная – объективное, то, как мы его измеряем. В человеческом представлении о времени существуют обе эти модели [10]. Графический тест Коттла направлен на исследование субъективного ощущения времени, его главная идея – связанность временных зон. По мнению автора, пространственная модель времени основана на том, что люди чувствуют связанность своего прошлого, настоящего и будущего. ... Литература
Статьи по теме
Психология образования | Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации Межкультурная коммуникация, Психологическая диагностика | Бульцева М.А., Лебедева Н.М. Психологическая диагностика, Психология личности | Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |