Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах 1079

Гаврилушкина О.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, olpega@mail.ru
Егорова А.А., младший научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ayegorova@yandex.ru

Аннотация

В статье излагаются результаты сравнительного экспериментального исследования ролевой игры детей с нормальным, задержанным и сниженным интеллектом. Показано, что уровень ролевой игры при интеллектуальных расстройствах в гораздо большей степени зависит от качества образовательной среды, чем в норме. Выявлены специфические черты ролевого поведения детей с интеллектуальными расстройствами, которые заключаются в его дискретности и кратковременности; нечеткости, размытости структуры; невыделенности общения в самостоятельные эпизоды; низком уровне словесной регуляции, кооперации, коммуникативной и социальной компетенции, игрового программирования и т. д. Рассмотрены факторы, отрицательно влияющие на овладение игрой как ведущей деятельностью при интеллектуальных расстройствах.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Символизм ролевой игры обусловлен наличием воображаемого плана, возникающего на основе знаково-символической способности. Начальной формой этой способности является замещение, проявляющееся в игре на трех уровнях: предметном, позиционном (социальном) и ситуативном.

Особенно важным является социальное, ролевое замещение, которое осуществляется при смене «позиции Я» играющего ребенка на «позицию роли», переименовании и переходе к действиям от имени роли. Это возможно только после кризиса трех лет, характеризующегося возникновением у ребенка собственного Я, стремлением к самостоятельности, наличием гордости за собственные достижения и потребности в признании этих достижений со стороны взрослого. Позиция Я в игре и является предметом замещения. Игра приобретает характер ведущей деятельности только при возникновении в ней всех уровней замещения, особенно первых двух.

Однако в специальной литературе имеются данные, свидетельствующие о том, что у дошкольников при интеллектуальных расстройствах в стихийно складывающихся образовательных средах игра не приобретает признаков ведущей деятельности [1; 3; 4; 5; 6; 8; 9]. Вместе с тем обнаружены потенциальные возможности этих детей в овладении целостным механизмом игры при специальном структурировании образовательной среды. Одновременно выявлено, что у детей с интеллектуальными расстройствами наиболее существенными трудностями в овладении символической игрой являются: построение непрерывного ролевого поведения; коммуникативно-деятельностное взаимодействие, направленное на развертывание совместных действий; игровое программирование; произвольность.

С целью изучения специфики становления ролевой (символической) игры у детей с интеллектуальными расстройствами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовали дети с нормальным развитием, задержкой психического развития органического генеза (ЗПР) и с легкой умственной отсталостью (по 20 детей в каждой группе).

Экспериментальное исследование было построено в логике проникновения ребенка в смыслы человеческих отношений в соответствии с выделенными Д. Б. Элькониным [11] уровнями социальных отношений, которые дети в дошкольном возрасте постепенно оказываются способными вычленить, осознать и воссоздать в ролевой (символической) игре. Был проведен специальный анализ ролевого поведения как ее базового компонента в процессе одиночных игр детей с куклой и парных игр со сверстником. Ролевое поведение оценивалось по следующим параметрам:

  • устойчивость и продолжительность;
  • социальный вектор игры («вертикальная», «горизонтальная» схема отношений);
  • уровень кооперации;
  • содержание диалогов;
  • характер словесной регуляции;
  • произвольность.

Устанавливалось соотношение предметного и социального планов игры. Анализ результатов показал следующее. ...

Литература
  1. Борисова Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способности к замещению у детей с интеллектуальной недостаточностью. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №1.
  3. Гаврилушкина О. П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект // Культурно-историческая психология. 2006. №1
  4. Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  5. Егорова М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
  6. Золоткова Е. В. Развитие ролевого поведения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе коррекционного обучения. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
  7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  8. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990.
  9. Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1984.
  10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка // Избранные психологические труды. М., 1997.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.,1978.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика